18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Мюнхенский, венский и берлинский сецессионы съехались в Берлин

Макс Курцвейл. «Дама в желтом». 1899. Фото: Birgit und Peter Kainz, Wien Museum
Макс Курцвейл. «Дама в желтом». 1899.
Фото: Birgit und Peter Kainz, Wien Museum
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Организаторы выставки исследуют истоки и развитие движения сецессионов на примере 220 произведений, созданных 80 художниками, среди которых за Мюнхен отвечает Франц фон Штук, за Вену — Густав Климт, а за Берлин — Макс Либерман

В начале 1890-х Мюнхен по праву мог претендовать на звание художественной столицы Центральной Европы. Здесь жили и творили создатели помпезных исторических полотен и парадных портретов. Казалось, этот бастион академических догматов, противостоящий ветру перемен из Франции, несокрушим. Но к 1892 году молодые, прогрессивные мюнхенские художники, сытые академизмом по горло, объединились и стали проводить собственные выставки. В ­1897-м примеру Мюнхена последовала Вена, а к ­1899-му, когда наступила очередь Берлина, в названии этого явления появилось латинское слово «сецессион» — оно стало синонимом искусства модернизма в германоязычной Европе.

Выставка в Старой национальной галерее в Берлине охватывает период приблизительно с 1890 года до начала Первой мировой войны. Организаторы исследуют истоки и развитие движения на примере 220 произведений, созданных в разных техниках 80 художниками, которые были связаны минимум с одной из трех групп сецессиона.

Дора Хитц. «Сбор вишни». 1905. Фото: Reinhard Saczevski/Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie
Дора Хитц. «Сбор вишни». 1905.
Фото: Reinhard Saczevski/Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie

Экспозиция «Сецессионы. Климт, Штук, Либерман» демонстрирует, как модернизм рывками продвигался от Парижа на восток. Центральное место на берлинской выставке занимает звезда венского Сецессиона Густав Климт. В экспозицию вошел ряд его самых знаменитых произведений, в том числе революционная картина 1901 года «Юдифь и Олоферн», на которой библейская героиня, напоминающая, скорее, античную Цирцею, держит в руках голову Олоферна в окружении флористических орнаментов. Созданный Климтом микс откровенной сексуальности, современной моды и нестандартной композиции и сегодня удивляет и волнует зрителей.

Помимо него, на выставке много внимания уделено берлинцу Максу Либерману, одному из ранних и преданных германских приверженцев импрессионизма, и мюнхенцу Францу фон Штуку, который на всю жизнь остался верен символизму.

Идея первой в своем роде выставки, на которой сопоставляются сходные тенденции в трех городах, принадлежит директору Старой национальной галереи Ральфу Глайсу. Экспозиция объединяет 14 картин и десятки рисунков и произведений печатной графики Климта. Большую часть предоставил Музей Вены. Выставка отправится туда в следующем году, чтобы, по словам Глайса, «показать Климта в более широком контексте». Директор берлинского музея рассказывает, что убедить европейских и американских владельцев произведений предоставить работы «было нетривиальной задачей» из-за очевидной эклектичности выставки.

Томас Теодор Гейне. Плакат к 3-й выставке Берлинского сецессиона. 1901. Фото: Dietmar Katz/Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek
Томас Теодор Гейне. Плакат к 3-й выставке Берлинского сецессиона. 1901.
Фото: Dietmar Katz/Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek

Нидерландский пейзаж Либермана «Загородный дом в Хилверсюме» (1901) и «Дома на Монмартре» (1898) немецкой импрессионистки Марии Славоны написаны приблизительно в то же время, что и «Юдифь». Но рядом с Климтом, первопроходцем нового века, оба смотрятся куда более консервативными и сдержанными, словно принадлежащими к середине — концу XIX столетия. Однако Глайс подчеркивает, что очень разных художников объединял сам факт того, что для Центральной Европы их подход был новаторским. «Движущей силой всех сецессионов, — говорит он, — было представление о том, что искусство должно быть новым».

Одни сецессионы способны порождать другие, и в завершающем разделе выставки посетители получают представление о том, что ждало это движение в будущем. В экспрессионистском плакате, который Макс Пехштейн создал для состоявшейся в Берлине в 1910 году первой выставки Нового сецессиона, который откололся от объединения, возникшего десятью годами раньше, царят еще более темные страсти, чем в «Юдифи и Олоферне»; здесь заметно и влияние примитивного искусства. А на плакате для аналогичной мюнхенской выставки авторства немецкого скульптора Эдвина Шарфа прослеживается влияние французского художника и скульптора Аристида Майоля, чей классицизм развился в Париже между двумя мировыми войнами в антимодернистское движение «возвращения к порядку».  

Старая национальная галерея
«Сецессионы. Климт, Штук, Либерман»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+