18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Наркомфина в исторической перспективе: как было и как стало

Cовременный вид на Дом наркомфина из фойе второго этажа его коммунального корпуса. Фото: Алексей Народицкий
Cовременный вид на Дом наркомфина из фойе второго этажа его коммунального корпуса.
Фото: Алексей Народицкий
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Одна из выдающихся построек эпохи конструктивизма, вступившая относительно недавно в новую фазу своего существования, изучена и рассмотрена во всех ракурсах историками архитектуры Еленой Овсянниковой и Николаем Васильевым

Знаковый памятник конструктивизма, построенный в Москве в 1928–1930 годах по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, Дом Наркомфина после относительно недавней реставрации вернул себе белоснежные фасады, черные столбы-опоры и былую аскетичную выразительность. А вместе с тем — внимание широкой публики: не только знатоков и ценителей авангардной архитектуры, но и любителей фотогеничных локаций. И хотя придомовая территория открыта для всех, а внутрь можно попасть в рамках экскурсий, организованных Музеем современного искусства «Гараж», устройство самих квартир, теперь уже занятых новыми жильцами, остается по большому счету загадкой.

Мысленно освоить все пространство здания с его идейной подоплекой позволяет книга «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня», написанная историками архитектуры Еленой Овсянниковой и Николаем Васильевым. Щедро иллюстрированная чертежами, эскизами, фотографиями и сканами архивных документов, она выпущена в рамках издательской программы «Гаража».

Елена Овсянникова, Николай Васильев. «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 260 с., ил.
Елена Овсянникова, Николай Васильев. «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 260 с., ил.

Дом Наркомфина — экспериментальная, но не самая радикальная постройка своего времени. Это не дом-коммуна, а дом переходного типа, первые жильцы которого получили возможность плавной адаптации к новому, частично общему с соседями быту. Из книги можно узнать, как функционировали местная столовая, детский сад и — в формате современного каршеринга — гараж на две машины.

Но авторы сосредоточились не только на архитектуре и бытовании одного здания. Они рассказывают и о развитии идей обобществления быта, и о советской градостроительной концепции «соцгорода», и об аналогах Дома Наркомфина. Большое внимание уделено различным проектам жилых ячеек, то есть типовых компактных квартир, которые с 1928 года разрабатывались Стройкомом РСФСР.

Дом Наркомфина. Фото: Николай Васильев
Дом Наркомфина.
Фото: Николай Васильев

Как пишут авторы, в этом деле Гинзбург стремился задать «некий стандарт, хуже которого жилье не должно проектироваться и строиться». В свете этих слов интересно отметить, что сегодня Дом Наркомфина представляет собой элитный жилой комплекс, а статус здания компенсирует его резидентам тесноту квартир и специфичность планировки. Впрочем, и в самом начале это здание было заселено номенклатурной верхушкой и просто именитыми людьми. Так, в «провенансе» сразу двух жилых ячеек фигурирует имя художника Александра Дейнеки, который жил в доме более 20 лет и создал в узнаваемых интерьерах ряд картин.

Вероятно, самую удивительную ячейку занимал непосредственный заказчик проекта — нарком финансов РСФСР Николай Милютин. Он обустроил себе пентхаус в вентиляционной камере на крыше, которую не сумели оборудовать по назначению ввиду нехватки средств. Его дочь оставила красочные воспоминания о жизни в этом необычном доме — они опубликованы в книге.

Дом Наркомфина. Фойе второго этажа коммунального корпуса. Фото: Юрий Пальмин
Дом Наркомфина. Фойе второго этажа коммунального корпуса.
Фото: Юрий Пальмин

Последняя глава описывает злоключения Дома Наркомфина, в относительно долгой биографии которого были неудачные достройки и перепланировки, варварский демонтаж подлинных деталей интерьера и даже пожар. Со всем этим наследием в ходе недавней реставрации пришлось иметь дело Алексею Гинзбургу, внуку проектировщика здания. Но у этой истории — и соответственно, у книги — счастливый финал. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+