18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Наркомфина в исторической перспективе: как было и как стало

Cовременный вид на Дом наркомфина из фойе второго этажа его коммунального корпуса. Фото: Алексей Народицкий
Cовременный вид на Дом наркомфина из фойе второго этажа его коммунального корпуса.
Фото: Алексей Народицкий
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Одна из выдающихся построек эпохи конструктивизма, вступившая относительно недавно в новую фазу своего существования, изучена и рассмотрена во всех ракурсах историками архитектуры Еленой Овсянниковой и Николаем Васильевым

Знаковый памятник конструктивизма, построенный в Москве в 1928–1930 годах по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, Дом Наркомфина после относительно недавней реставрации вернул себе белоснежные фасады, черные столбы-опоры и былую аскетичную выразительность. А вместе с тем — внимание широкой публики: не только знатоков и ценителей авангардной архитектуры, но и любителей фотогеничных локаций. И хотя придомовая территория открыта для всех, а внутрь можно попасть в рамках экскурсий, организованных Музеем современного искусства «Гараж», устройство самих квартир, теперь уже занятых новыми жильцами, остается по большому счету загадкой.

Мысленно освоить все пространство здания с его идейной подоплекой позволяет книга «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня», написанная историками архитектуры Еленой Овсянниковой и Николаем Васильевым. Щедро иллюстрированная чертежами, эскизами, фотографиями и сканами архивных документов, она выпущена в рамках издательской программы «Гаража».

Елена Овсянникова, Николай Васильев. «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 260 с., ил.
Елена Овсянникова, Николай Васильев. «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 260 с., ил.

Дом Наркомфина — экспериментальная, но не самая радикальная постройка своего времени. Это не дом-коммуна, а дом переходного типа, первые жильцы которого получили возможность плавной адаптации к новому, частично общему с соседями быту. Из книги можно узнать, как функционировали местная столовая, детский сад и — в формате современного каршеринга — гараж на две машины.

Но авторы сосредоточились не только на архитектуре и бытовании одного здания. Они рассказывают и о развитии идей обобществления быта, и о советской градостроительной концепции «соцгорода», и об аналогах Дома Наркомфина. Большое внимание уделено различным проектам жилых ячеек, то есть типовых компактных квартир, которые с 1928 года разрабатывались Стройкомом РСФСР.

Дом Наркомфина. Фото: Николай Васильев
Дом Наркомфина.
Фото: Николай Васильев

Как пишут авторы, в этом деле Гинзбург стремился задать «некий стандарт, хуже которого жилье не должно проектироваться и строиться». В свете этих слов интересно отметить, что сегодня Дом Наркомфина представляет собой элитный жилой комплекс, а статус здания компенсирует его резидентам тесноту квартир и специфичность планировки. Впрочем, и в самом начале это здание было заселено номенклатурной верхушкой и просто именитыми людьми. Так, в «провенансе» сразу двух жилых ячеек фигурирует имя художника Александра Дейнеки, который жил в доме более 20 лет и создал в узнаваемых интерьерах ряд картин.

Вероятно, самую удивительную ячейку занимал непосредственный заказчик проекта — нарком финансов РСФСР Николай Милютин. Он обустроил себе пентхаус в вентиляционной камере на крыше, которую не сумели оборудовать по назначению ввиду нехватки средств. Его дочь оставила красочные воспоминания о жизни в этом необычном доме — они опубликованы в книге.

Дом Наркомфина. Фойе второго этажа коммунального корпуса. Фото: Юрий Пальмин
Дом Наркомфина. Фойе второго этажа коммунального корпуса.
Фото: Юрий Пальмин

Последняя глава описывает злоключения Дома Наркомфина, в относительно долгой биографии которого были неудачные достройки и перепланировки, варварский демонтаж подлинных деталей интерьера и даже пожар. Со всем этим наследием в ходе недавней реставрации пришлось иметь дело Алексею Гинзбургу, внуку проектировщика здания. Но у этой истории — и соответственно, у книги — счастливый финал. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+