18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Ночь заводов» запустила производство культурных проектов

Фестиваль «Ночь заводов» в Чехове. Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ). Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Фестиваль «Ночь заводов» в Чехове. Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ).
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Новый фестиваль «Ночь заводов» состоялся 12 августа, охватив 18 индустриальных объектов по всей стране. Мы побывали на двух из них: в Чехове и Тобольске

Фестиваль «Ночь заводов» распространяется на всю Россию: мероприятия проходят от Калининграда до Тюмени, от Петрозаводска до Дербента. Увидеть все проекты разом можно было разве что из дома благодаря онлайн-трансляциям на сайте фестиваля. Мы побывали на тобольском Запсибнефтехиме и чеховском Энергомаше — ЧЗЭМ, с которыми работали две разные кураторские команды — Лаборатория новых медиа Александринского театра из Санкт-Петербурга и студия dreamlaser из Нижнего Новгорода, и рассказываем о них подробнее.

Химия и ночная жизнь

«Ночь заводов» — фестиваль всероссийский, и в европейской части страны география у него с первого же раза получилась довольно обширной и разнообразной. А вот за Уралом пока только два адреса — Тюмень и Тобольск. Устроители надеются, что следующий сезон «Ночи заводов» так или иначе охватит и Восточную Сибирь, и Дальний Восток.

Фестивальной площадкой в Тобольске стал завод «Запсибнефтехим». Фото: СИБУР
Фестивальной площадкой в Тобольске стал завод «Запсибнефтехим».
Фото: СИБУР

Если Тюмень сейчас апеллировала, скорее, к индустриальному прошлому (события из программы «Ночи заводов» проходили на территории исторических зданий Тюменского отделения Свердловской железной дороги), то в Тобольске взяли курс на настоящее и будущее. Впрочем, некоторые исторические аспекты тоже играли свою роль в музыкальном спектакле-променаде, подготовленном командой Лаборатории новых медиа Александринского театра из Петербурга.

Фестивальной площадкой в Тобольске стал завод «Запсибнефтехим». Хотя называть его «площадкой» как-то даже несолидно: это крупнейшее в стране нефтехимическое производство, территория которого измеряется десятками гектаров. Причем оно не только огромное, но и суперсовременное, так что впечатления от его цехов, градирен и печей пиролиза (не спрашивайте, что это) совершенно не совпадают с ожиданиями в духе советского стимпанка. Здешние архитектурные сооружения напоминают то готические соборы, то постмодернизм в стиле Центра Помпиду, то чистый хай-тек. Или, например, большой орган в соборе — такую ассоциацию предлагают авторы спектакля-променада.

Визуальные и звуковые составляющие проекта увязывал вместе режиссер Леонид Прокофьев. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Визуальные и звуковые составляющие проекта увязывал вместе режиссер Леонид Прокофьев.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Проект этот задумывался как двухчастный: одновременно, в тот же вечер 12 августа, «родственный» спектакль проходил на еще одном объекте, принадлежащем компании СИБУР, — заводе «Сибур-Химпром» в Перми. События были жанрово схожи, а их общим финалом-апофеозом стало исполнение симфонии «Ночь заводов», созданной петербургским композитором Олегом Гудачевым. В тобольской версии это был получасовой концерт, где поверх электронного саунда ложились живая музыка (струнно-духовой квартет) и вокал.

«Мы специально приезжали несколько месяцев назад со звукорежиссером, — рассказала нашему изданию Алина Шклярская, драматург и куратор проекта от Лаборатории новых медиа, — и записывали звуки заводов в Перми и Тобольске. Потом мы их приводили к звукам химических реакций (они тоже имеют звучание). При этом в симфонии слышны и отсылки к той музыке, которая раздавалась во время аудиопрогулки. Те и другие звуки должны были сложиться у публики в одну общую картину».

Актеры местного ТЮЗа пытались настроить гостей на медитативную и одновременно на познавательную волну. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Актеры местного ТЮЗа пытались настроить гостей на медитативную и одновременно на познавательную волну.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Процесс составления этого пазла начался с короткого мозгового тренинга (актеры местного ТЮЗа попытались настроить гостей на медитативную и одновременно на познавательную волну, что психологически непросто) и продолжился в автобусе с наушниками на головах. Артисты (теперь уже заочные, питерские) в амплуа «инженера» и «художницы» дискутировали о взаимодействии искусства и производства — а мимо проплывало ночное индустриальное роскошество. Кстати, Запсибнефтехим — безостановочное производство, то есть все вокруг функционировало и поздним вечером, но заводских шумов раздавалось до обидного мало. А люди вообще ни разу не встретились, хотя автобус колесил по территории довольно долго.

Как раз в это время, наряду с рассуждениями и метафорами двух диспутантов, из наушников доносились те музыкальные фрагменты, которые чуть позже сошлись в симфонии Олега Гудачева. В частности, стилизации «музыки машин» авангардного композитора 1920-х годов Александра Мосолова или сочинений Микаэла Таривердиева, написанных им для органа.

Финалом-апофеозом спектакля-променада стало исполнение симфонии «Ночь заводов», созданной петербургским композитором Олегом Гудачевым. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Финалом-апофеозом спектакля-променада стало исполнение симфонии «Ночь заводов», созданной петербургским композитором Олегом Гудачевым.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Визуальные и звуковые составляющие проекта увязывал вместе режиссер, москвич Леонид Прокофьев. Несмотря на грандиозный масштаб территории, спектакль-променад вышел камерным: все желающие в автобус все равно бы не поместились, к тому же на завод вообще нельзя попасть без инструктажа по технике безопасности. К счастью, он теперь виртуальный.

Елена Лейтнер, руководитель направления корпоративных коммуникаций Запсибнефтехима, первыми плодами партнерства с фестивалем в целом довольна: «Промышленный туризм мы у себя развиваем давно, но в культурные проекты прежде не встраивались. Нам понравилась идея про соединение промышленности с искусством, все загорелись ею, участвовали в проекте разные службы. Хотя, разумеется, были ограничения. Условно говоря, вряд ли на заводе, работающем с углеводородами, можно устроить фаер-шоу. В итоге пришли к тому формату, к которому пришли. Аудиоспектакль этот остается, будем использовать его и дальше».

Физика света и медитативный рейв

Чеховский завод энергетического машиностроения (Энергомаш — ЧЗЭМ) производит трубопроводную арматуру для АЭС, но в «Ночь заводов» он направил свои мощности на обслуживание не мирного атома, а мирного — художественного — лазера. В пролетах первого блока цехов Энергомаша разместились две аудиосветовые инсталляции нижегородской студии dreamlaser.

В каждой из четырех зон инсталляции A.R.R.C красные лазерные лучи образовывали свой динамический рисунок.  Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
В каждой из четырех зон инсталляции A.R.R.C красные лазерные лучи образовывали свой динамический рисунок.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Первая из них, A.R.R.C., разделила большое производственное пространство на четыре зоны, каждая из которых соответствовала определенной теме-состоянию: целеполагание (aim), действие (react), размышление (reflect), хаос (chaos). В каждой из них красные лазерные лучи образовывали свой динамический рисунок. По замыслу авторов зритель, проходя сквозь эти зоны, должен пережить некую внутреннюю трансформацию, которая приведет к дезориентации и потере чувства реальности.

В действительности четыре пространства, рассеченные лучами, побуждали не столько погрузиться в себя, сколько подумать о том, как же преодолеть эту полосу препятствий: обогнуть ее было невозможно. Перед глазами вставали хрестоматийные сцены со смертоносными лазерами из научно-фантастических триллеров типа «Куба». В действительности опасность угрожала лишь смартфонам: направляя камеру прямо на луч, можно было распрощаться с матрицей. А вот по отношению к человеку лазер был действительно мирным — одни пытались поймать свет ладонью, другие вставали прямо под лучом, становясь его продолжением, третьи перекрывали лазерные потоки своими телами (подчас совершая довольно изобретательные па), а дети просто резвились, бегая туда и обратно в лазерном лабиринте.

Инсталляция «Диалог» формировала плоские потоки света, внутри которых будто бы клубились облака. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Инсталляция «Диалог» формировала плоские потоки света, внутри которых будто бы клубились облака.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Инсталляция «Диалог» в соседнем цеху располагала уже не к взаимодействию, а к спокойному созерцанию. Здесь dreamlaser сформировала плоские потоки света, внутри которых будто бы клубились облака — этот эффект был достигнут при помощи дым-машины. В диалог с лазерными технологиями вступил, к слову, и настоящий сотрудник завода: он управлял кран-балкой, покрытой отражающим материалом, который преломлял лучи.

Антураж и объем производственных помещений в сочетании с движущимися лазерными лучами создавали ощущение, будто ты попал на медитативный рейв.

Гости «Ночи заводов» на территории Энергомаша. Фото: Фестиваль «Ночь заводов»
Гости «Ночи заводов» на территории Энергомаша.
Фото: Фестиваль «Ночь заводов»

Из цехов гости «Ночи заводов» разбредались по территории Энергомаша (который, к слову, является излюбленным местом прогулок жителей города Чехов). Здесь их ждали небольшая экспозиция под открытым небом со скульптурами Андрея Люблинского, Айдан Салаховой и других художников, а также выставка кинетических саунд-объектов Сергея Филатова «Я тебя слышу», в которых использовались металлы и магниты — как и на местном производстве.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+