18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как Генри Мур вырабатывал «угольный пласт» на своей малой родине

Генри Мур. «Подростки-шахтеры у надшахтного копёра». 1942. Фото: The Hepworth Wakefield
Генри Мур. «Подростки-шахтеры у надшахтного копёра». 1942.
Фото: The Hepworth Wakefield
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Заказ военного времени на создание серии работ про английских шахтеров выявил несколько неожиданную грань личности этого художника

Удивительно обнару­жить исследование творчества Генри Мура (1898–1986), в котором нет ни единого изображения «лежащей женщины», да и вообще почти нет женщин, за исключением нескольких фигур, совсем для него нетипичных.

Крис Оуэн, бывший глава Кембриджской школы искусств Университета Англия — Рёскин, составил подробный рассказ о работе Мура над заказом 1941–1942 годов от Консультативного комитета военных художников (WAAC), поручившего запечатлеть работу шахтеров в Йоркшире. Оуэн блестяще использует эту историю, чтобы исследовать меланхолию и некоторую политическую «левизну», которые почти подспудно были свойственны художнику. Кульминацией этих качеств стали потом его «черные рисунки» 1970-х годов.

Chris Owen. «Drawing in the Dark: Henry Moore’s Coalmining Commission». Lund Humphries. 168 с.: 140 цв. и ч/б ил. £40. На английском языке
Chris Owen. «Drawing in the Dark: Henry Moore’s Coalmining Commission». Lund Humphries. 168 с.: 140 цв. и ч/б ил. £40. На английском языке

Незадолго до получения заказа на шахтерскую тему Мур создал серию рисунков с изображением лондонцев, укрывающихся от налетов германской авиации, и она на многие годы стала для него подобием визитной карточки. Взяться за серию о шахтерах предложил ему искусствовед Герберт Рид, и Мур вызвался поработать на угольной шахте Уэлдейл в Каслфорде, в западной части графства Йоркшир, где когда-то трудился его отец.

Условия выглядели экстремальными: художнику предстояло работать при свете ламп в пыльных, темных и вызывающих клаустрофобию угольных пластах; передвигаться там приходилось сгорбившись, а порой и ползком. Ко всему прочему Генри Мур испытывал своего рода социо­фобию: возвращение к истокам выходило болезненным и требовало преодоления классовой пропасти, возникшей к его 43 годам. Фактически он уже не был местным.

Сохранилось несколько довольно неловких фотографий Мура под землей, сделанных фотографом для журнала Illustrated Magazine, на которых художник запечатлен рисующим шахтера за работой — и тот, конечно же, откровенно позировал. Делалось это вынужденно. Вообще-то при работе над скульптурой Мур сначала формировал мысленный образ, а затем к основному рисованному эскизу добавлял наброски, сделанные с других ракурсов.

Однако в шахтах ему приходилось рисовать прямо с натуры, да еще и с движущейся модели. До этого у Генри Мура не наблюдалось интереса к объектам в движении — равно как и к установлению с моделью личного контакта. Тем не менее художник проявил упорство и смог найти новые образы.

Генри Мур. «Убежище в метро в серых тонах». 1940. Фото: Tate
Генри Мур. «Убежище в метро в серых тонах». 1940.
Фото: Tate

Всего в шахтерском подземелье он выполнил 27 рисунков. На них изображены почти призрачные, но мускулистые фигуры, искривленные от напряженного труда и частично подсвеченные. WAAC, который должен был оплатить ему работу и все расходы, принял результат с восторгом.

Серия экспонировалась в 1942 году в лондонской Национальной галерее, опустевшей без старых мастеров, вывезенных из здания в военное время.

Некоторые из рисунков Генри Мура были куплены британскими и американскими коллекционерами, но в дальнейшем эта серия не вызывала особого интереса публики и исследователей.

Оуэн указывает на связь шахтеров Генри Мура с двумя его бронзовыми скульп­турами поверженных воинов, выполненными в 1950‑е годы. Исследователь обнаруживает сходство в том, как художник противопоставляет боль и страдания обычного человека некоему условно-героическому шаблону.

Добавим, что Мур никогда не идентифицировал и не наделял персональными качествами людей, которых всегда называл «шахтерами». Его цель заключалась не в реалистичности — скорее, он хотел вывести обобщенный образ человека из рабочего класса. И тут прослеживается еще и личная связь между автором книги и ее героем. Оуэн отмечает, что его собственного отца направили работать на шахту в Нортгемптоншир в 1944–1947 годах. Отсюда, возможно, его особая чувствительность к социальным аспектам шахтерской серии Генри Мура. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+