18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ЮНЕСКО присматривается к наследию русского Палладио

Главный дом с колоннадой и флигелями в усадьбе Знаменское-Раек. Одну из самых знаменитых усадеб России построил генерал-аншеф Федор Глебов для своей жены Елизаветы Стрешневой. Главный дом усадьбы Знаменское-Раек соединен с флигелями крытой колоннадой овальной формы. Согласно легенде, она символизирует драгоценное ожерелье, которое Глебов подарил жене. Фото: Горшков Игорь / Фотобанк Лори
Главный дом с колоннадой и флигелями в усадьбе Знаменское-Раек. Одну из самых знаменитых усадеб России построил генерал-аншеф Федор Глебов для своей жены Елизаветы Стрешневой. Главный дом усадьбы Знаменское-Раек соединен с флигелями крытой колоннадой овальной формы. Согласно легенде, она символизирует драгоценное ожерелье, которое Глебов подарил жене.
Фото: Горшков Игорь / Фотобанк Лори
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Постройки знаменитого архитектора Николая Львова в Тверской области могут стать объектом всемирного наследия. Для этого российская сторона должна подготовить план их реставрации и вовлечения в культурный оборот

Наследие архитектора Николая Львова (1753–1804) включено в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Речь идет об усадьбах Знаменское-Раек и Никольское-Черенчицы, а также памятниках архитектуры в Арпачеве, Василеве, Горницах, Переслегине, Прямухине и Торжке. Об этом решении говорится в письме директора Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Лазара Элунду Ассомо, направленном на имя постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО Рината Аляутдинова.

справка
Николай Львов

Ученый, историк, литератор, музыкант, график XVIII века. Наибольшую известность получил как архитектор, став одним из самых ярких представителей русского палладианства. Родился в 1753 году в дворянской семье в имении Никольское-Черенчицы близ Торжка. Получил домашнее образование, служил в Измайловском полку, самостоятельно изучал языки, литературу, живопись, архитектуру, химию и геологию. После путешествия по Италии перевел и опубликовал первую книгу трактата Андреа Палладио «Четыре книги Палладиевой архитектуры», дополнив ее собственными рисунками. В предисловии к труду Львов писал, что, переводя оригинальный текст, «ничего не пере- менял, ничего не прибавил». В своих архитектурных проектах он не заимствовал напрямую, но переосмыслял творческий метод Палладио. В 1785 году Николай Львов стал почетным членом Академии художеств. Самые известные его постройки находятся в Санкт-Петербурге, Московской, Новгородской и Тверской областях.

Еще…

Нынешнее решение — реакция на инициативу искусствоведов и градозащитников, которые в 2021 году предложили включить серийную номинацию «Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова» (всего свыше 200 объектов) в список объектов всемирного наследия. Текст заявки тогда написали историки архитектуры Ольга Альтер и Арсений Петров.

Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в Торжке. Четырехъярусная церковь построена в 1811 году в стиле классицизм. Главное ее украшение — колонны тосканского ордера, венчающие фасады с севера и с юга. Колокольня с острым шпилем увенчана золотым шаром с крестом. Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори
Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в Торжке. Четырехъярусная церковь построена в 1811 году в стиле классицизм. Главное ее украшение — колонны тосканского ордера, венчающие фасады с севера и с юга. Колокольня с острым шпилем увенчана золотым шаром с крестом.
Фото: Елена Коромыслова/Фотобанк Лори

Продвижением этой инициативы также занималось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), которое в 2021 году создало Центр консервации и возрождения архитектурного наследия. Его сотрудники помогают волонтерам на местах консервировать объекты, находящиеся в аварийном состоянии, и запускать краудфандинг. О том, как устроена работа центра, в прошлогоднем интервью The Art Newspaper Russia рассказывал заместитель председателя ВООПИиК Евгений Соседов.

Арочный валунный мост в усадьбе Василево. Трехпролетный арочный мост, известный под названием «Чертов мост», выполнен в технике архивольт, которая была широко распространена в Европе в XVII– XVIII веках. Конструкция из огромных валунов весом свыше 50 кг держится без единого крепежа за счет веса камней, упирающихся в основание. Мост признан объектом культурного наследия. Фото: Wikimedia Commons
Арочный валунный мост в усадьбе Василево. Трехпролетный арочный мост, известный под названием «Чертов мост», выполнен в технике архивольт, которая была широко распространена в Европе в XVII– XVIII веках. Конструкция из огромных валунов весом свыше 50 кг держится без единого крепежа за счет веса камней, упирающихся в основание. Мост признан объектом культурного наследия.
Фото: Wikimedia Commons

Власти Тверской области поддержали инициативу экспертов, но планов по управлению и сохранению наследия Львова пока нет. Между тем большинство построек находятся в руинированном и аварийном состоянии. Это не позволяет включить их в окончательный список ЮНЕСКО. «Вокруг некоторых объектов появились общественные инициативы, но дальше этого дело не идет. Часть памятников лишена элементарной транспортной доступности. Например, до Владимирской церкви в Горницах просто невозможно добраться: там нет подъездной дороги. И хотя совсем недавно ее законсервировали по федеральной госпрограмме Минкульта, это было сделано с большими ошибками, исправлять которые никто не торопится. Две трети каменных построек XVIII–XIX веков в Торжке стоят без крыш и окон и медленно разрушаются. Храм в Арпачеве более или менее приведен в порядок, а колокольня в удручающем состоянии — ее нужно спасать, причем срочно», — перечисляет Евгений Соседов.

Усадьба Никольское-Черенчицы. Родовое имение Николая Львова, которое он построил по собственному проекту в последней четверти XVIII века. От главного дома усадьбы сегодня сохранился лишь западный флигель. Кроме него уцелели погреб в форме пирамиды, где хранились продукты, и Воскресенский храм-усыпальница его семьи, возведенный на фундаменте из валунов и имеющий форму ротонды. Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Усадьба Никольское-Черенчицы. Родовое имение Николая Львова, которое он построил по собственному проекту в последней четверти XVIII века. От главного дома усадьбы сегодня сохранился лишь западный флигель. Кроме него уцелели погреб в форме пирамиды, где хранились продукты, и Воскресенский храм-усыпальница его семьи, возведенный на фундаменте из валунов и имеющий форму ротонды.
Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори

По его оценке, в наиболее плачевном состоянии находится усадьба самого Николая Львова — Никольское-Черенчицы. Волонтеры Центра консервации залатали крышу сохранившейся части главного дома, но, если не начать полноценную реставрацию в ближайшее время, уже через несколько лет памятник погибнет. В относительно благополучном состоянии усадьба Знаменское-Раек под Торжком, которая в 2022 году была передана в пользование Всероссийскому историко-этнографическому музею. Однако главный дом по-прежнему стоит с протечками, несмотря на то что туда водят экскурсии.

В главном доме усадьбы Знаменское-Раек частично сохранился оригинальный декор интерьеров (например, настенные росписи). Программа реставрации усадьбы, реализуемая Всероссийским историко-этнографическим музеем, предполагает работы не только на фасадах, но и внутри здания. Фото: Wikimedia Commons
В главном доме усадьбы Знаменское-Раек частично сохранился оригинальный декор интерьеров (например, настенные росписи). Программа реставрации усадьбы, реализуемая Всероссийским историко-этнографическим музеем, предполагает работы не только на фасадах, но и внутри здания.
Фото: Wikimedia Commons

Еще одна проблема связана с документами охраны, которые необходимы для окончательного включения львовского наследия в список ЮНЕСКО. Сейчас ни у одного объекта из предварительного списка нет ни зон, ни предмета охраны.

До официального включения построек Николая Львова в список объектов всемирного наследия может пройти не менее пяти лет. В листе ожидания довольно много объектов из России, а заседания комитета, где эти вопросы рассматриваются, проводятся не так часто.

Крестовоздвиженская ротонда-часовня в Торжке. Часовня возведена в 1814 году, через десять лет после смерти Николая Львова, но считается одной из его знаковых построек. Она имеет двойной купол, который архитектор использовал во многих своих проектах, и 12 колонн, поддерживающих круглый карниз. Внутри часовни был оборудован колодец со святой водой, ныне недействующий. Фото: Александр Щепин/Фотобанк Лори
Крестовоздвиженская ротонда-часовня в Торжке. Часовня возведена в 1814 году, через десять лет после смерти Николая Львова, но считается одной из его знаковых построек. Она имеет двойной купол, который архитектор использовал во многих своих проектах, и 12 колонн, поддерживающих круглый карниз. Внутри часовни был оборудован колодец со святой водой, ныне недействующий.
Фото: Александр Щепин/Фотобанк Лори

Однако главным препятствием остается отсутствие четких планов по сохранению этих памятников и дальнейшему их вовлечению в культурный оборот. «Для этого власти города или области должны сделать программу по привлечению инвесторов, как, например, в Нижнем Новгороде. Это может быть государственно-частное партнерство, программа „Рубль за метр“ или льготная продажа объектов с условием реставрации, — говорит Евгений Соседов. — Нужно, чтобы власти осознали значимость львовского наследия и для региона, и для страны. Не только в связи с тем, что оно может пополнить список ЮНЕСКО, но и потому, что это важная часть национальной культуры, подчеркивающая нашу связь с Европой». 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+