18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Торжок и усадьбы Львова стали на шаг ближе к списку всемирного наследия ЮНЕСКО

Архитектурный ансамбль Знаменское-Раёк — безусловный шедевр русской усадебной архитектуры.. Фото: Приложение к заявке на включение в предварительный список объектов всемирного наследия
Архитектурный ансамбль Знаменское-Раёк — безусловный шедевр русской усадебной архитектуры..
Фото: Приложение к заявке на включение в предварительный список объектов всемирного наследия

Исторический центр Торжка и усадьбы, построенные в окрестностях города самим Николаем Львовым или по его проектам, включены в предварительный список объектов всемирного наследия по трем главнейшим критериям

О том, что исторический центр Торжка, а также близлежащие памятники усадебной архитектуры работы Николая Львова достойны звания объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, речь шла уже давно. В 2021 году несколько ведущих экспертов подписали обращение на эту тему к губернатору Тверской области. После одобрения областной администрацией и Министерством культуры РФ соответствующая заявка была отправлена в Париж, в Центр всемирного наследия, и в феврале текущего года объекты появились в предварительном списке ЮНЕСКО.

Всех, кто бывал в Торжке, неизменно поражает диссонанс между провинциальным статусом города и его обликом. Построенный двумя великими русскими архитекторами XVIII–XIX веков Николаем Львовым и Карло Росси, центр Торжка представляет собой уникальный для России единый архитектурный ансамбль, в целом довольно хорошо сохранившийся и, что важно, практически не испорченный позднейшей застройкой. Авторству Львова принадлежат и замечательные окрестные усадьбы: Никольское-Черенчицы, Переслегино, Прямухино, Арпачёво, Горницы, Митино. Среди них выделяется масштабом и сохранностью ансамбль Знаменское-Раёк — безусловный шедевр русской усадебной архитектуры. Все эти объекты как единый комплекс были номинированы по I, IV и VI критериям ЮНЕСКО: они являются произведением творческого гения человека (Николай Львов); представляют собой выдающийся архитектурный образец (русское палладианство); неразрывно связаны с идеями, представляющими собой мировое достояние (и здесь сыграла роль включенность Львова в широкий круг явлений культуры русского Просвещения).

Среди уже входящих в список ЮНЕСКО объектов самым близким аналогом можно считать номинацию «Город Виченца и палладианские виллы Венето». По ряду ключевых параметров российская номинация встает в один ряд с этим и другими выдающимися архитектурными ансамблями Европы и Северной Америки.


Арсений Петров

Историк архитектуры, соавтор заявки в предварительный список ЮНЕСКО

Включение в предварительный список открыло прямой путь к конечной цели. В первую очередь перед чиновниками стоит задача определения места написания номинационного досье. Это может быть областной департамент культурного наследия, торжокский Всероссийский историко-этнографический музей или Институт наследия в Москве. Затем черед за составлением рабочей группы, которая, согласно требованиям ЮНЕСКО, должна включать представителей всех возможных сфер — это искусствоведы, юристы, представители власти и туристического бизнеса. На самом деле это очень интересный процесс, который позволяет наблюдать охрану памятника как плод общих усилий, настоящего res publica. Помимо номинационного досье, ЮНЕСКО требует от кандидата сразу представить пятилетний план управления — важный и полезный документ, в котором обобщен лучший опыт управления и развития не только памятниками, но и прилегающими территориями. В случае с Торжком одновременно с написанием досье должен быть разработан последовательный план консервации и реставрации памятников. Благодаря статусу ЮНЕСКО область имеет право приоритетного финансирования этих задач из федерального центра, так что вполне посильно в ближайшие пять лет триумфально открыть для России ансамбль памятников, а для региона — крупнейший драйвер экономического развития… Если на то будет политическая воля. К сожалению, мало кто в области знает, как развивать сложную экономику культуры, экономику туризма. У нас есть определенные опасения, что чиновничество лучше понимает, как работать с бизнесом застройщиков, привыкшим в силу своей природы сметать все градозащитные препятствия на своем пути. И даже в таком вымирающем городе, как Торжок, мы наблюдаем неприятие возможных ограничений, связанных со статусом объекта всемирного наследия. Важно помнить, что лозунг ЮНЕСКО — «устойчивое развитие». То есть мы в широком смысле слова обсуждаем инвестицию в будущее.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+