18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

AES+F: жизнь замечательных людей и прочих виртуальных персонажей, тоже замечательных

Фотографии и видеоинсталляции AES+F отличают библейская притчевость, барочная избыточность, фантасмагорический антураж компьютерной игры и глянец модных журналов. Фото: AES+F
Фотографии и видеоинсталляции AES+F отличают библейская притчевость, барочная избыточность, фантасмагорический антураж компьютерной игры и глянец модных журналов.
Фото: AES+F
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В издательстве Rizzoli вышла 500-страничная англоязычная монография о знаменитой арт-группе с ожившими иллюстрациями. Все мультимедийные проекты AES+F собраны здесь под одной обложкой и обстоятельно прокомментированы искусствоведами из разных стран

Если бы Иероним Босх обратился к сюжету «Божественной комедии» Данте, перенеся действие на орбитальную станцию из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и заменив грешников на моделей из рекламы нижнего белья Calvin Klein, получилась бы работа AES+F. Название коллектива образовано из первых букв фамилий его участников: это архитекторы Татьяна Арзамасова и Лев Евзович, дизайнер-график Евгений Святский и fashion-фотограф Владимир Фридкес. Трио AES сложилось в конце 1980-х, а F приплюсовался к ним в 1995 году, принеся с собой эстетику глянца.

AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес). Фото: Михаил Вильчук
AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес).
Фото: Михаил Вильчук

Сегодня AES+F — редкий пример всемирно известной арт-группы из России. С момента своего становления, которое пришлось на годы падения железного занавеса и стирания границ, они стремились к диалогу с международной ауди­торией. Отсюда насыщенность их искусства реминисценциями из мировой литературы, живописи и поп-культуры, а кроме того, образцовый для художников-космополитов круг тем: мультикультурализм и геополитика, телесность и гендер, экология и массмедиа. А чтобы не возникло «трудностей перевода», был избран сугубо визуальный язык: фотографии, видео, скульптуры.

Недавно в издательстве Rizzoli вышла беспрецедентно полная монография об AES+F на английском языке. Книга демонстрирует эволюцию эстетики, методов и идей группы с 1995 года. Открывает ее саморефлексивный рассказ участников о собственной художественной практике, которую они рассматривают как социальный психо­анализ. Голоса четырех складываются в один: «Нам нравится работать с коллективным бессознательным. Мы действуем подобно психоаналитику, который приглашает пациента комфортно устроиться на кушетке, а затем вытягивает наружу его страхи и тревоги».

«AES+F». New York: Rizzoli, 2022. 480 с., ил. На английском языке
«AES+F». New York: Rizzoli, 2022. 480 с., ил. На английском языке

Художники отвергают политкорректность как форму самоцензуры, нарочно потакая стереотипам и тем самым вскрывая культурные нарывы. Превратные прочтения при таком провокационном подходе неизбежны. Так произошло, например, с «Исламским проектом», который истолковывался то как исламофобский, то как антизападный, и с циклом «Лесной царь», где усматривали сексуализацию детей. А потому, хотя визуальный язык AES+F не требует перевода, квалифицированный комментарий к их работам все же не кажется излишним. Так что, помимо авторских голосов, в книге звучат голоса видных искусствоведов, кураторов, арт-критиков.

Главными Вергилиями в гротескном и психоделическом мире AES+F выступают для читателя Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери — специалисты по русскому искусству из венецианского университета Ка’Фоскари. Они помогают расшифровать все то, что сделано группой за четверть века. Брук Линн Макгоуэн рассуждает в своем эссе о проблеме смерти, идеологии и отчуждения в работах коллектива. Том Мортон — о темпоральном измерении в трилогии Liminal Space, события которой застыли в безвременье ада, рая и чистилища. Наконец, Тина Риверс Райан и Хоу Ханру рассматривают искусство группы как явление «цифрового барокко».

Проект «Allegoria Sacra» - это авторская трактовка полотна Джованни Беллини «Священная аллегория» (1490-1500). Фото: AES+F
Проект «Allegoria Sacra» - это авторская трактовка полотна Джованни Беллини «Священная аллегория» (1490-1500).
Фото: AES+F

Фотографии и видеоинсталляции AES+F отличают библейская притчевость, барочная избыточность, фантасмагорический антураж компьютерной игры и глянец модных журналов. Чтобы разобраться в этой какофонии, авторы текстов обращаются то к концепции карнавальной культуры Михаила Бахтина, то к размышлениям Юрия Лотмана, то к идеям Николя Буррио. Книга, таким образом, требует вдумчивого чтения. Впрочем, не обошлось в ней и без развлекательного интерактива. Если отсканировать отдельные страницы через приложение дополненной реальности Daata, доступное в App Store, то иллюстрации-галлюцинации оживут.

Одна из сквозных тем монографии — предвидение. Так, в ранних проектах группы есть предчувствие терактов 11 сентября и трагедии в Беслане, а гигантские жизнеформы, похожие на вирусы, в Inverso Mundus будто предвосхищают угрозу ковида. Что же дальше? Азиатизация и жесткий техноматриархат, как пророчит их последняя работа «Турандот 2070»? Интервью в формате круглого стола, завершающее книгу, содержит еще одно предсказание от AES+F: «Мир будет одновременно двигаться в „прошлое“, как в случае с талибами в Афганистане (движение „Талибан“ запрещено в РФ. — TANR), и в „будущее“ — к виртуальному, а может, и физическому бессмертию элиты. Это приведет к совершенно новым социальным конфликтам и мутациям». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+