18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Мадриде открылась Галерея королевских коллекций

Зал свободной планировки в Галерее королевских коллекций. Фото: Patrimonio Nacional
Зал свободной планировки в Галерее королевских коллекций.
Фото: Patrimonio Nacional

Обеспокоенность экспертов вызывает то, что новая галерея может нанести удар по культурному туризму в регионах, откуда в столицу перевезли ряд работ

Галерея королевских коллекций (Galería de las Colecciones Reales), которая открылась в Мадриде 29 июня, объединила под одной крышей самые ценные сокровища испанской короны.

Современный, лаконичный по форме музей спроектирован бюро Mansilla + Tuñón так, чтобы органично вписаться в ансамбль, образованный историческими зданиями Королевского дворца и собора Альмудена. Его площадь — 40 тыс. кв. м, из которых общественные пространства занимают пятую часть. Это три больших зала открытой планировки, а также археологический зал с обнаруженными в ходе строительства остатками городской стены IX века и ворот, через которые когда-то въезжали в Мадрид.

Галерея королевских коллекций органично вписалась в исторический ландшафт Мадрида. Фото: Patrimonio Nacional
Галерея королевских коллекций органично вписалась в исторический ландшафт Мадрида.
Фото: Patrimonio Nacional

Стоимость нового музея — €173 млн, и это самый крупный в стране музейный проект последних десятилетий. Он находится в ведении Patrimonio Nacional, курирующего более чем тысячу исторических построек и почти два десятка объектов, связанных с испанской королевской семьей, включая дворцы, монастыри, загородные дома и сады.

В новой галерее выставлено 650 экспонатов из обширной королевской коллекции (всего около 160 тыс. предметов) — от картин Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Караваджо до гобеленов, декоративно-прикладного искусства, экипажей и оружия.

Один из 650 представленных на выставке экспонатов — королевская карета 1829–1833 годов. Фото: Patrimonio Nacional
Один из 650 представленных на выставке экспонатов — королевская карета 1829–1833 годов.
Фото: Patrimonio Nacional

Директор Галереи королевских коллекций Летисия Руис говорит, что экспонаты, выставленные в Мадриде, были отобраны таким образом, чтобы «не оставлять пробелов» в экспозициях тех музеев, где они прежде находились. Например, в королевском дворце XVIII века Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо, расположенном в небольшом городке недалеко от Сеговии, по ее словам, Patrimonio Nacional «кое-что забрал, но и добавил еще больше», чтобы «укрепить» местный музей. Тем не менее некоторые эксперты высказывают опасения, что Галерея королевских коллекций нанесет удар по культурному туризму в регионах, обогащая столицу, где и так хватает знаменитых музеев.

Перемещаться между этажами Галереи королевских коллекций можно по пандусам. Фото: Patrimonio Nacional
Перемещаться между этажами Галереи королевских коллекций можно по пандусам.
Фото: Patrimonio Nacional

Несколько экспонатов были перевезены в новый музей из монастыря Эскориал, расположенного в часе езды от Мадрида. Монастырь является вторым по посещаемости королевским достопримечательным местом в Испании, которое в 2022 году привлекло 375 тыс. туристов, что составляет чуть более трети посетителей, которые ежегодно приходят в мадридский Королевский дворец.

«Здорово, что они хотят развивать туризм в Мадриде, но это не должно происходить за счет сокращения числа посетителей в других регионах, которые в этом нуждаются больше», — говорит Карлос Таррио, член муниципального совета городка Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль. В прошлом году совет обратился к Patrimonio Nacional с просьбой приостановить передачу предметов из монастыря в Галерею королевских коллекций, но попытка не увенчалась успехом. Совет также потребовал вновь открыть два музея в самом монастыре, не работающих с 2015 года, но, по словам Таррио, не получил четкого ответа. The Art Newspaper в Patrimonio Nacional сообщили, что ремонтные работы в этих музеях должны начаться в 2025 году.

«Люди думают, что новый музей может грабить [региональные достопримечательности], но это не так, — говорит Руис. — С точки зрения туризма Галерея королевских коллекций — это как витрина для каждого королевского объекта страны в самом ее центре».

Работы по созданию музея велись более четверти века, а впервые такие планы возникли еще в 1930-х годах, тогда строительству помешала гражданская война.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+