18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Новая Третьяковка представляет ретроспективу Юрия Купера

Юрий Купер. «Веер». 2016. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Веер». 2016.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставка носит название «Сфумато», и это, очевидно, одно из любимых слов художника — недаром так же называется его автобиографический роман. Юрий Купер изучает мир словно сквозь плотную дымку времени, а также исследует само время

Когда речь заходит об эмигрантах из СССР, добившихся международного успеха, имя Юрия Купера возникает фактически неизбежно. Покинув Москву в 1972 году, он много лет работал в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, заведомо отринув статус художника «альтернативного» или «андерграундного»: нужен был успех не призрачный, а реальный, в том числе коммерческий. Со временем Юрий Леонидович стал желанным автором для ряда крупных галерей и экспонентом выставок по всему миру.

В новом тысячелетии художник предпочитает работать в России. Здесь у него не только выставки, но и заказы, в частности театральные и архитектурные. В 2016 году он получил гражданство Российской Федерации.

Впрочем, и в Европе Юрий Купер не забыт. Три года назад персональная выставка к его 80-летию открылась во Флоренции, в Академии изящных искусств — правда, прошла она скомканно по причине пандемии коронавируса. Экспозиция носила название «Сфумато» (как и автобиографический роман Купера, вышедший в 2015 году) — и ровно тот же заголовок взят сейчас для большой ретроспективной выставки в Западном крыле Новой Третьяковки.

Слово «ретроспектива» в данном случае можно использовать не только в значении обзора произведений за долгий период — с начала 1980-х до 2023 года, но еще и как характеристику эстетической программы Юрия Купера. Важнейшая категория, с которой он работает, — время, причем непременно ушедшее или уходящее. Элегический строй его искусства вызван не тоской по прошлому (мол, раньше было лучше), а самой природой вещей: всё неизбежно увядает, блекнет, патинируется, но в этом есть своя красота и философия. Такая позиция подчеркнута у Купера его фирменными колоритами с преобладанием серого — «цвета времени и бревен», по Иосифу Бродскому. Иногда встречаются приемы и решения, вызывающие соблазн заподозрить автора в пост- или метамодернизме, но на самом деле его программа, скорее, антимодернистская, больше апеллирующая к Екклесиасту, нежели к идеям Новейшего времени.

Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Купер. «Кисть». Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

«В Третьяковской галерее представлены основные темы, к которым Купер в своей живописи обращается на протяжении десятилетий: море, цветы, мир вещей и так далее, — говорит куратор выставки Анна Маполис. — Но наряду с этим впервые показан еще и мощный блок графических работ, которые он создал, живя в Европе; это авторская печатная графика, больше напоминающая живопись». Отсюда прямая дорога к жанру «книга художника», которому Купер не просто отдает дань, а буквально живет в нем почти без пауз.

Еще одна давняя любовь — театр. «Его первой работой в качестве автора декораций и художника по костюмам еще в 1971 году был спектакль „Тоот, другие и майор“ в „Современнике“, — рассказывает Анна Маполис. — Впоследствии он работал с целым рядом европейских режиссеров. В конце 1980-х сотрудничал с Никитой Михалковым над „Неоконченной пьесой для механического пианино“ в римском театре „Арджентина“. В 2000-х много работал в России, в том числе в Большом театре над оперой „Борис Годунов“ в постановке Александра Сокурова — на выставке показаны макеты к ней».

Отведено здесь место и для скульптуры, и для декоративно-прикладного искусства, и для дизайна. Многие экспонаты предоставил сам художник, а еще внесли свой вклад частные коллекционеры и ряд российских музеев.  

Государственная Третьяковская галерея
«Юрий Купер. Сфумато»
До 16 июля

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+