18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Модерн в русской иконе»: декоративное обрамление духовного содержания

Богоматерь из композиции «Благовещение». Начало ХХ в. Фото: Музей христианского искусства
Богоматерь из композиции «Благовещение». Начало ХХ в.
Фото: Музей христианского искусства
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Церковное декоративно-прикладное искусство конца XIX — начала XX века редко привлекает к себе широкое внимание. Музей имени Андрея Рублева исправил положение, организовав выставку, на которой оклады ценнее образов

Большинство экспонатов выставки «Модерн в русской иконе» хранятся в частных коллекциях, и только часть — из собственного собрания Музея Рублева, из Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии и Музея русской иконы имени Михаила Абрамова (который, впрочем, основан на личном собрании).

Состав выставки, каковы бы ни были его истинные причины, отражает историю отношения к иконам модерна в отечественном искусствознании, где долгое время чтили образы только допетровского времени, и только они попадали в собрания ведущих музеев. Коллекционеры же не были обременены учеными предрассудками, они собирали то, что нравится.

«Покров Богородицы». Икона в окладе. 1910-е. Оклад: Мастерская серебряных изделий Ф.Я. Мишукова. Фото: Собрание К.П. Калашникова
«Покров Богородицы». Икона в окладе. 1910-е. Оклад: Мастерская серебряных изделий Ф.Я. Мишукова.
Фото: Собрание К.П. Калашникова

Вторая особенность выставки: она представляет не столько религиозную живопись в стиле модерн, сколько декоративно-прикладное церковное искусство. Именно оклады, а не изображения, в основном неоригинальные и анонимные, демонстрируют здесь особенности возникшего в конце XIX — начале XX века большого стиля с его пристрастием к растительным орнаментам и плавным линиям. Потому и на этикетках нет фамилий иконописцев, а только названия мастерских, где были сделаны оклады: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова, Мастерская серебряных изделий Ф.Я.Мишукова, Товарищество «П.И.Оло­вя­ни­шни­ко­ва сыновья».

Конечно, авторы выставки — директор музея Михаил Миндлин, главный научный сотрудник Светлана Гнутова и заведующая отделом экспертизы Жанна Белик — не обошлись без всем известных имен. В экспозиции представлены картины Михаила Нестерова «Христос, благословляющий отрока Варфоломея» и «Всадники», два синих керамических ангелочка Михаила Врубеля и эскиз Виктора Нестерова «Святитель Алексий, митрополит Московский». Но самыми привлекательными экспонатами стали именно оклады.

«Господь Вседержитель». Икона в окладе. 1908–1917. Икона: Мастерская А.Я.Вашурова (?). Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова. Фото: Коллекция семьи Карисаловых
«Господь Вседержитель». Икона в окладе. 1908–1917. Икона: Мастерская А.Я.Вашурова (?). Оклад: Мастерская серебряных изделий Д.Л.Смирнова.
Фото: Коллекция семьи Карисаловых

В центре экспозиции — своеобразный триптих: два парных оклада к иконам Богоматерь Казанская и Святитель Николай Чудотворец и несколько большего размера оклад к несохранившемуся Христу Вседержителю. Все они сделаны по эскизам Сергея Вашкова в разных мастерских, но одним мастером — Кузьмой Коновым. У этих киотов одинаковая оригинальная форма и асимметричные накладки с изображением фантазийных животных. Невиданные звери и растения, столь любимые модерном, также искусно вписаны в покрывающий киоты орнамент. Эти оклады смотрятся как малые архитектурные формы — такие надежные «дома» для образов.

На выставке есть совсем иной оклад, лаконичный, работы тех же Вашкова и Конова: в Богоматери Иверской тонкие серебряные полоски соответствуют прориси иконы. Этот прием повторяли в своих работах и другие мастера, чьи имена не сохранились. Совсем по-другому решен оклад Богоматери Казанской: здесь композиция геометрически выверенная, с чередованием мелких окружностей и квадратов и с крупными изображениями листьев папоротника по бокам. По ней видно, насколько талантлив и свободен в работе был Сергей Вашков. Именно он, ученик Виктора Васнецова, выпускник Строгановского училища, признан ведущим мастером модерна в русском церковном декоративно-прикладном искусстве.

«Богоматерь Казанская». Икона в окладе. 1908–1917. Оклад: Н.А.Алексеев (по рисунку С.И.Вашкова). Частное собрание. Фото: Музей имени Андрея Рублева
«Богоматерь Казанская». Икона в окладе. 1908–1917. Оклад: Н.А.Алексеев (по рисунку С.И.Вашкова). Частное собрание.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

Собранные на выставке произведения — в основном небольшого формата, камерные, предназначенные не для церковных, а для домашних интерьеров. В зале музея они демонстрируются рядами, плотно прилегая друг к другу, мелкие вещи показаны в витринах — все это склоняет к медленному и несуетливому рассматриванию пусть не великих, но достойных образцов русского религиозного искусства, созданного в стиле, существовавшем всего пару десятилетий.  

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Модерн в русской иконе»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+