18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На Левашовском хлебозаводе в Санкт-Петербурге запущено культурное производство

«Левашовский хлебозавод». Фото: Группа RBI
«Левашовский хлебозавод».
Фото: Группа RBI
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Конструктивистский хлебозавод-автомат открылся после реконструкции в качестве культурно-делового центра. Две постоянные экспозиции рассказывают историю здания. Также в центре запущены образовательная, выставочная и кинопрограммы

Легендарный Левашовский хлебозавод на Петроградской стороне Санкт-Петербурга открывается после четырехлетней реконструкции в качестве культурно-делового центра с обширной программой: выставки, лекции, концерты. Культурное производство запускается с самого открытия 10 июня, для которого искусствовед Дмитрий Ренанский и композитор Владимир Раннев подготовили премьеру звуковой инсталляции «Левашовский хлебозавод. Активируя пространство».

«Левашовский хлебозавод». Фрагмент фасада. Фото: Группа RBI
«Левашовский хлебозавод». Фрагмент фасада.
Фото: Группа RBI

Замерло пространство давно, еще в 2012 году. Здание, несмотря на присвоенный ему статус объекта культурного наследия регионального значения, находилось в полузаброшенном состоянии, пока за дело не взялась Группа RBI. Девелоперская компания выделила 1,2 млрд руб. на реализацию проекта, в ходе которого были заменены аварийные конструкции, смонтированы новые инженерные коммуникации, сделаны новые кровли и перекрытия.

Историческую внутреннюю отделку сохранили и отреставрировали там, где это было возможно. Позднейшие пристройки, исказившие внешний вид памятника, демонтировали. За архитектурно-дизайнерское решение всего объема здания отвечала компания ABD Architects. Кроме того, по проекту архитектора Евгения Герасимова была благоустроена прилегающая территория, открытая для всех горожан.

Левашовский хлебозавод в 1930-е. Фото: Группа RBI
Левашовский хлебозавод в 1930-е.
Фото: Группа RBI

Здание принадлежит к тому типу хлебозаводов-автоматов, что были изобретены в ходе первой промышленной пятилетки инженером Георгием Марсаковым. Построенное в 1933 году, оно являет собой характерный пример конструктивистской архитектуры, где форма и функция подчинены друг другу: кольцевые конвейеры были заключены в цилиндрический фасад. Подробнее об истории промышленного хлебопечения, личности Марсакова и эстетике конструктивизма рассказывает историческая экспозиция в центральной ротонде. Другая постоянная экспозиция — «Блокадный мемориал на Левашовском хлебозаводе» под кураторством команды Дома культуры Льва Лурье. Она посвящена трагической, но вместе с тем героической странице в истории хлебозавода, который не прекращал функционировать на протяжении всего периода блокады.

Цех Левашовского хлебозавода. 1930-е. Фото: Группа RBI
Цех Левашовского хлебозавода. 1930-е.
Фото: Группа RBI

Главное событийное пространство новоиспеченного культурно-делового центра расположилось в бывшей котельной — теперь это «Творческая котельная». Зал цилиндрической формы с 13-метровым куполом оснащен новейшим акустическим, световым и видеооборудованием. Также в бывших промышленных помещениях расположились лекторий и гостиная санкт-петербургской школы Masters и комната для традиционных русских чаепитий. К слову, основательница Masters искусствовед Полина Бондарева выступает программным директором центра.

«Творческая котельная». Фото: Группа RBI
«Творческая котельная».
Фото: Группа RBI

Ближайшие планы «Левашовского хлебозавода» уже известны. Летом стартует образовательная программа, посвященная архитектуре конструктивизма. С лекциями выступят ведущие архитектурные критики города: Вадим Басс, Ксения Малич, Мария Элькина и другие. В августе откроется выставка фотографа Михаила Розанова, работы которого отличают минимализм и монохромная гамма. Она готовится в сотрудничестве с Фондом содействия развитию современного искусства Ruarts и будет посвящена архитектуре Петербурга. А с сентября 2023 года по июнь 2024 года международный музыкальный проект Pianissimo организует в пространстве бывшего хлебозавода цикл из 24 концертов молодых звезд академической музыки.

«Левашовский хлебозавод». Фрагмент крыши. Фото: Группа RBI
«Левашовский хлебозавод». Фрагмент крыши.
Фото: Группа RBI

Что касается летней кинопрограммы, то ее будет курировать команда кинотеатра, который расположен в Центре исследования конструктивизма «Зотов». Примечательно, что «Зотов» осенью прошлого года открылся в здании бывшего хлебозавода-автомата № 5 — одном из московских близнецов Левашовского хлебозавода. Чуть менее века спустя после возникновения обоих предприятий передовые инженерные технологии уступили место передовым явлениям культуры и искусства, и эта тенденция, несомненно, радует. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+