18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На Левашовском хлебозаводе в Санкт-Петербурге запущено культурное производство

«Левашовский хлебозавод». Фото: Группа RBI
«Левашовский хлебозавод».
Фото: Группа RBI
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Конструктивистский хлебозавод-автомат открылся после реконструкции в качестве культурно-делового центра. Две постоянные экспозиции рассказывают историю здания. Также в центре запущены образовательная, выставочная и кинопрограммы

Легендарный Левашовский хлебозавод на Петроградской стороне Санкт-Петербурга открывается после четырехлетней реконструкции в качестве культурно-делового центра с обширной программой: выставки, лекции, концерты. Культурное производство запускается с самого открытия 10 июня, для которого искусствовед Дмитрий Ренанский и композитор Владимир Раннев подготовили премьеру звуковой инсталляции «Левашовский хлебозавод. Активируя пространство».

«Левашовский хлебозавод». Фрагмент фасада. Фото: Группа RBI
«Левашовский хлебозавод». Фрагмент фасада.
Фото: Группа RBI

Замерло пространство давно, еще в 2012 году. Здание, несмотря на присвоенный ему статус объекта культурного наследия регионального значения, находилось в полузаброшенном состоянии, пока за дело не взялась Группа RBI. Девелоперская компания выделила 1,2 млрд руб. на реализацию проекта, в ходе которого были заменены аварийные конструкции, смонтированы новые инженерные коммуникации, сделаны новые кровли и перекрытия.

Историческую внутреннюю отделку сохранили и отреставрировали там, где это было возможно. Позднейшие пристройки, исказившие внешний вид памятника, демонтировали. За архитектурно-дизайнерское решение всего объема здания отвечала компания ABD Architects. Кроме того, по проекту архитектора Евгения Герасимова была благоустроена прилегающая территория, открытая для всех горожан.

Левашовский хлебозавод в 1930-е. Фото: Группа RBI
Левашовский хлебозавод в 1930-е.
Фото: Группа RBI

Здание принадлежит к тому типу хлебозаводов-автоматов, что были изобретены в ходе первой промышленной пятилетки инженером Георгием Марсаковым. Построенное в 1933 году, оно являет собой характерный пример конструктивистской архитектуры, где форма и функция подчинены друг другу: кольцевые конвейеры были заключены в цилиндрический фасад. Подробнее об истории промышленного хлебопечения, личности Марсакова и эстетике конструктивизма рассказывает историческая экспозиция в центральной ротонде. Другая постоянная экспозиция — «Блокадный мемориал на Левашовском хлебозаводе» под кураторством команды Дома культуры Льва Лурье. Она посвящена трагической, но вместе с тем героической странице в истории хлебозавода, который не прекращал функционировать на протяжении всего периода блокады.

Цех Левашовского хлебозавода. 1930-е. Фото: Группа RBI
Цех Левашовского хлебозавода. 1930-е.
Фото: Группа RBI

Главное событийное пространство новоиспеченного культурно-делового центра расположилось в бывшей котельной — теперь это «Творческая котельная». Зал цилиндрической формы с 13-метровым куполом оснащен новейшим акустическим, световым и видеооборудованием. Также в бывших промышленных помещениях расположились лекторий и гостиная санкт-петербургской школы Masters и комната для традиционных русских чаепитий. К слову, основательница Masters искусствовед Полина Бондарева выступает программным директором центра.

«Творческая котельная». Фото: Группа RBI
«Творческая котельная».
Фото: Группа RBI

Ближайшие планы «Левашовского хлебозавода» уже известны. Летом стартует образовательная программа, посвященная архитектуре конструктивизма. С лекциями выступят ведущие архитектурные критики города: Вадим Басс, Ксения Малич, Мария Элькина и другие. В августе откроется выставка фотографа Михаила Розанова, работы которого отличают минимализм и монохромная гамма. Она готовится в сотрудничестве с Фондом содействия развитию современного искусства Ruarts и будет посвящена архитектуре Петербурга. А с сентября 2023 года по июнь 2024 года международный музыкальный проект Pianissimo организует в пространстве бывшего хлебозавода цикл из 24 концертов молодых звезд академической музыки.

«Левашовский хлебозавод». Фрагмент крыши. Фото: Группа RBI
«Левашовский хлебозавод». Фрагмент крыши.
Фото: Группа RBI

Что касается летней кинопрограммы, то ее будет курировать команда кинотеатра, который расположен в Центре исследования конструктивизма «Зотов». Примечательно, что «Зотов» осенью прошлого года открылся в здании бывшего хлебозавода-автомата № 5 — одном из московских близнецов Левашовского хлебозавода. Чуть менее века спустя после возникновения обоих предприятий передовые инженерные технологии уступили место передовым явлениям культуры и искусства, и эта тенденция, несомненно, радует. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+