18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На аукционе нашлись потерянные работы Ильи Репина

Илья Репин. «Встреча Данте и Беатриче». Фото: MacDougall’s
Илья Репин. «Встреча Данте и Беатриче».
Фото: MacDougall’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

На онлайн-торгах MacDougall’s представлены два полотна Ильи Репина, как минимум одно из которых называют сенсацией. Почти век работы были известны только по черно-белым фотографиям

Дом MacDougall’s проведет ближайший аукцион на французской цифровой площадке Hôtel Drouot. Он состоится онлайн 14–21 июня и будет включать около 100 лотов — работы русских художников-классиков и нонконформистов, а также представителей Парижской школы. Произведения собраны из американских и европейских коллекций и в большинстве физически находятся в Европе.

«Две работы Ильи Репина, которые к нам пришли, — это абсолютная сенсация. В России они были известны только в черно-белых фотографиях, сделанных в 1931 году на посмертной выставке художника в Хельсинки», — говорит Екатерина Макдугалл, соосновательница аукционного дома. Это большой портрет отца Иоанна Цветкова (эстимейт £200–300 тыс.) и «Встреча Данте и Беатриче» (£60–90 тыс.). Провенанс обеих работ многое добавляет к истории русской эмиграции в Финляндии.

Илья Репин. «Портрет отца Иоанна Цветкова». 1924. Фото: MacDougall’s
Илья Репин. «Портрет отца Иоанна Цветкова». 1924.
Фото: MacDougall’s

Картины происходят из коллекции знакомого Репина, русского скрипача и композитора Бориса Сирпо (псевдоним Бориса Кауфмана). Борис Осипович (1893–1967) родился во Владикавказе, учился в обеих столицах, продолжил музыкальное образование в Берлине, Праге и Вене. Начав профессиональную карьеру в 1912 году в качестве скрипача с Хельсинкским филармоническим оркестром, позже основал консерваторию в Выборге и был ее директором с 1918 по 1939 год. Много гастролировал, стал протеже композитора и скрипача Яна Сибелиуса, который считал его «дирижером больших способностей». Когда в 1939 году началась советско-финская война, Борис Сирпо был на гастролях вместе с женой Гретой Оллберг и их приемным сыном, скрипачом-вундеркиндом Хеймо Хайтто. Домой они решили не возвращаться, сразу уехали в Америку, в Портленд. Поначалу Сирпо зарабатывал частными уроками игры на скрипке, но уже в 1946 году основал Портлендский камерный оркестр (он остается старейшим в США действующим камерным оркестром) и 20 лет прослужил его дирижером.

На аукцион полотна попали от наследников Сирпо; вывезенные вместе с другой обстановкой из Финляндии, они полвека не покидали семейный дом. Самая впечатляющая работа — портрет отца Иоанна Цветкова (1924), настоятеля православного храма в Куоккале, который посещали и русские, и православные финны.

отец иоанн цветков и храм преображения господня в куоккале

В Куоккале (с 1948 года — Репино) финское и русское население жило по соседству начиная со Cредних веков. В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Карельский перешеек вошел в состав Российской империи как часть Великого княжества Финляндского. С 1870-х годов, когда началось строительство Финляндской железной дороги, богатые петербуржцы стали обзаводиться дачами на берегу Финского залива. В 1899 году участок в Куоккале купил Илья Репин; новая большая усадьба художника получила название «Пенаты» и превратилась в центр культурной жизни России. После обретения Финляндией независимости Репин оказался за границами Советской России.

Первая деревянная церковь Преображения Господня появилась здесь в 1894 году. Все куоккальские жители: и православные, и лютеране, и католики — собирались в ней как в единственном богослужебном заведении в поселке. Храм сгорел на Пасху 1909 года, был отстроен и снова сгорел от удара молнии в 1916-м. Новое здание, возведенное в 1917 году, простояло до войны 1939–1940 годов, когда было окончательно уничтожено.

С 1920 года настоятелем храма был отец Иоанн Цветков (1849–1938). Выпускник Псковской духовной семинарии, более 30 лет он прослужил в Новоладожском уезде, а затем в Красном Селе (между Гатчиной и Петербургом). Оттуда ушел с семьей в 1919 году вслед за войсками генерала Юденича и переправился на ледоколе в Финляндию. Осенью 1920 года был назначен пастырем в Куоккалу, где прослужил еще почти 20 лет сначала на скромном жаловании, а потом и вовсе без него. Пережив Илью Репина, которого отпевал в 1930 году, тихо скончался в кругу близких, дожив до 89 лет.

Еще…

«Если мы вспомним образы священников раннего Репина — напористых, краснолицых, почти зловещих, то этот портрет показывает человека, проникнутого идеей служения Господу и помощи людям. Он окружен золотым сиянием ризы, а его голову осеняет ангел», — подчеркивает Екатерина Макдугалл. «Представленный на аукционе портрет Иоанна Яковлевича Цветкова является одним из лучших портретов, созданных Репиным в двадцатые годы, — пишет в статье к каталогу аукциона директор Музея-усадьбы Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Гости художника, видевшие эту работу в Пенатах, восхищались ею и называли шедевром». После революции отношение Репина к религии изменилось. В 1920-х он стал прихожанином храма Преображения Господня в поселке Куоккала. «Обычно приходил к началу службы и присутствовал до конца, и даже пел на клиросе, — рассказывает Бородина. — Со священником (протоиереем) церкви Иоан­ном Яковлевичем Цветковым они стали друзьями. Батюшка часто навещал Репина в Пенатах и неоднократно позировал художнику. В куоккальской церкви отец Иоанн, провожая художника в последний путь, совершил обряд отпевания».

В 1890-х Репин заинтересовался импрессионизмом, символизмом и даже декадентством и познакомился с Натальей Нордман, которая стала его спутницей жизни, другом и музой. Темы мистического символизма и сердечной драмы соединились на втором полотне художника из коллекции аукциона — «Встреча Данте и Беатриче».

Александр Горбатов. «Вид на Кремль зимой». Фото: MacDougall’s
Александр Горбатов. «Вид на Кремль зимой».
Фото: MacDougall’s

Кроме картин Репина на предстоящих торгах будут представлены лесной пейзаж Ивана Шишкина и «Вид на Кремль зимой» Александра Горбатова. Среди работ нонконформистов — произведения Леонида Пурыгина, Бориса Свешникова, Олега Целкова.

Иван Шишкин. «Лесной пейзаж». Фото: MacDougall’s
Иван Шишкин. «Лесной пейзаж».
Фото: MacDougall’s

«К сожалению, русские покупатели, проживающие в России, в аукционе участвовать не могут, — отмечает Екатерина Макдугалл. — В прошлом аукционе того же формата, в марте 2023-го, участвовало много новых европейских, в частности французских, и американских покупателей; списки наших клиентов обновились на 80%. В условиях санкций, на мой взгляд, разумнее проводить аукционы более частые, но меньшего формата: четыре раза в год торги поменьше вместо двух, но больших». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+