18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

На аукционе нашлись потерянные работы Ильи Репина

Илья Репин. «Встреча Данте и Беатриче». Фото: MacDougall’s
Илья Репин. «Встреча Данте и Беатриче».
Фото: MacDougall’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

На онлайн-торгах MacDougall’s представлены два полотна Ильи Репина, как минимум одно из которых называют сенсацией. Почти век работы были известны только по черно-белым фотографиям

Дом MacDougall’s проведет ближайший аукцион на французской цифровой площадке Hôtel Drouot. Он состоится онлайн 14–21 июня и будет включать около 100 лотов — работы русских художников-классиков и нонконформистов, а также представителей Парижской школы. Произведения собраны из американских и европейских коллекций и в большинстве физически находятся в Европе.

«Две работы Ильи Репина, которые к нам пришли, — это абсолютная сенсация. В России они были известны только в черно-белых фотографиях, сделанных в 1931 году на посмертной выставке художника в Хельсинки», — говорит Екатерина Макдугалл, соосновательница аукционного дома. Это большой портрет отца Иоанна Цветкова (эстимейт £200–300 тыс.) и «Встреча Данте и Беатриче» (£60–90 тыс.). Провенанс обеих работ многое добавляет к истории русской эмиграции в Финляндии.

Илья Репин. «Портрет отца Иоанна Цветкова». 1924. Фото: MacDougall’s
Илья Репин. «Портрет отца Иоанна Цветкова». 1924.
Фото: MacDougall’s

Картины происходят из коллекции знакомого Репина, русского скрипача и композитора Бориса Сирпо (псевдоним Бориса Кауфмана). Борис Осипович (1893–1967) родился во Владикавказе, учился в обеих столицах, продолжил музыкальное образование в Берлине, Праге и Вене. Начав профессиональную карьеру в 1912 году в качестве скрипача с Хельсинкским филармоническим оркестром, позже основал консерваторию в Выборге и был ее директором с 1918 по 1939 год. Много гастролировал, стал протеже композитора и скрипача Яна Сибелиуса, который считал его «дирижером больших способностей». Когда в 1939 году началась советско-финская война, Борис Сирпо был на гастролях вместе с женой Гретой Оллберг и их приемным сыном, скрипачом-вундеркиндом Хеймо Хайтто. Домой они решили не возвращаться, сразу уехали в Америку, в Портленд. Поначалу Сирпо зарабатывал частными уроками игры на скрипке, но уже в 1946 году основал Портлендский камерный оркестр (он остается старейшим в США действующим камерным оркестром) и 20 лет прослужил его дирижером.

На аукцион полотна попали от наследников Сирпо; вывезенные вместе с другой обстановкой из Финляндии, они полвека не покидали семейный дом. Самая впечатляющая работа — портрет отца Иоанна Цветкова (1924), настоятеля православного храма в Куоккале, который посещали и русские, и православные финны.

отец иоанн цветков и храм преображения господня в куоккале

В Куоккале (с 1948 года — Репино) финское и русское население жило по соседству начиная со Cредних веков. В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Карельский перешеек вошел в состав Российской империи как часть Великого княжества Финляндского. С 1870-х годов, когда началось строительство Финляндской железной дороги, богатые петербуржцы стали обзаводиться дачами на берегу Финского залива. В 1899 году участок в Куоккале купил Илья Репин; новая большая усадьба художника получила название «Пенаты» и превратилась в центр культурной жизни России. После обретения Финляндией независимости Репин оказался за границами Советской России.

Первая деревянная церковь Преображения Господня появилась здесь в 1894 году. Все куоккальские жители: и православные, и лютеране, и католики — собирались в ней как в единственном богослужебном заведении в поселке. Храм сгорел на Пасху 1909 года, был отстроен и снова сгорел от удара молнии в 1916-м. Новое здание, возведенное в 1917 году, простояло до войны 1939–1940 годов, когда было окончательно уничтожено.

С 1920 года настоятелем храма был отец Иоанн Цветков (1849–1938). Выпускник Псковской духовной семинарии, более 30 лет он прослужил в Новоладожском уезде, а затем в Красном Селе (между Гатчиной и Петербургом). Оттуда ушел с семьей в 1919 году вслед за войсками генерала Юденича и переправился на ледоколе в Финляндию. Осенью 1920 года был назначен пастырем в Куоккалу, где прослужил еще почти 20 лет сначала на скромном жаловании, а потом и вовсе без него. Пережив Илью Репина, которого отпевал в 1930 году, тихо скончался в кругу близких, дожив до 89 лет.

Еще…

«Если мы вспомним образы священников раннего Репина — напористых, краснолицых, почти зловещих, то этот портрет показывает человека, проникнутого идеей служения Господу и помощи людям. Он окружен золотым сиянием ризы, а его голову осеняет ангел», — подчеркивает Екатерина Макдугалл. «Представленный на аукционе портрет Иоанна Яковлевича Цветкова является одним из лучших портретов, созданных Репиным в двадцатые годы, — пишет в статье к каталогу аукциона директор Музея-усадьбы Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Гости художника, видевшие эту работу в Пенатах, восхищались ею и называли шедевром». После революции отношение Репина к религии изменилось. В 1920-х он стал прихожанином храма Преображения Господня в поселке Куоккала. «Обычно приходил к началу службы и присутствовал до конца, и даже пел на клиросе, — рассказывает Бородина. — Со священником (протоиереем) церкви Иоан­ном Яковлевичем Цветковым они стали друзьями. Батюшка часто навещал Репина в Пенатах и неоднократно позировал художнику. В куоккальской церкви отец Иоанн, провожая художника в последний путь, совершил обряд отпевания».

В 1890-х Репин заинтересовался импрессионизмом, символизмом и даже декадентством и познакомился с Натальей Нордман, которая стала его спутницей жизни, другом и музой. Темы мистического символизма и сердечной драмы соединились на втором полотне художника из коллекции аукциона — «Встреча Данте и Беатриче».

Александр Горбатов. «Вид на Кремль зимой». Фото: MacDougall’s
Александр Горбатов. «Вид на Кремль зимой».
Фото: MacDougall’s

Кроме картин Репина на предстоящих торгах будут представлены лесной пейзаж Ивана Шишкина и «Вид на Кремль зимой» Александра Горбатова. Среди работ нонконформистов — произведения Леонида Пурыгина, Бориса Свешникова, Олега Целкова.

Иван Шишкин. «Лесной пейзаж». Фото: MacDougall’s
Иван Шишкин. «Лесной пейзаж».
Фото: MacDougall’s

«К сожалению, русские покупатели, проживающие в России, в аукционе участвовать не могут, — отмечает Екатерина Макдугалл. — В прошлом аукционе того же формата, в марте 2023-го, участвовало много новых европейских, в частности французских, и американских покупателей; списки наших клиентов обновились на 80%. В условиях санкций, на мой взгляд, разумнее проводить аукционы более частые, но меньшего формата: четыре раза в год торги поменьше вместо двух, но больших». 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+