18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На аукционе нашлись потерянные работы Ильи Репина

Илья Репин. «Встреча Данте и Беатриче». Фото: MacDougall’s
Илья Репин. «Встреча Данте и Беатриче».
Фото: MacDougall’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

На онлайн-торгах MacDougall’s представлены два полотна Ильи Репина, как минимум одно из которых называют сенсацией. Почти век работы были известны только по черно-белым фотографиям

Дом MacDougall’s проведет ближайший аукцион на французской цифровой площадке Hôtel Drouot. Он состоится онлайн 14–21 июня и будет включать около 100 лотов — работы русских художников-классиков и нонконформистов, а также представителей Парижской школы. Произведения собраны из американских и европейских коллекций и в большинстве физически находятся в Европе.

«Две работы Ильи Репина, которые к нам пришли, — это абсолютная сенсация. В России они были известны только в черно-белых фотографиях, сделанных в 1931 году на посмертной выставке художника в Хельсинки», — говорит Екатерина Макдугалл, соосновательница аукционного дома. Это большой портрет отца Иоанна Цветкова (эстимейт £200–300 тыс.) и «Встреча Данте и Беатриче» (£60–90 тыс.). Провенанс обеих работ многое добавляет к истории русской эмиграции в Финляндии.

Илья Репин. «Портрет отца Иоанна Цветкова». 1924. Фото: MacDougall’s
Илья Репин. «Портрет отца Иоанна Цветкова». 1924.
Фото: MacDougall’s

Картины происходят из коллекции знакомого Репина, русского скрипача и композитора Бориса Сирпо (псевдоним Бориса Кауфмана). Борис Осипович (1893–1967) родился во Владикавказе, учился в обеих столицах, продолжил музыкальное образование в Берлине, Праге и Вене. Начав профессиональную карьеру в 1912 году в качестве скрипача с Хельсинкским филармоническим оркестром, позже основал консерваторию в Выборге и был ее директором с 1918 по 1939 год. Много гастролировал, стал протеже композитора и скрипача Яна Сибелиуса, который считал его «дирижером больших способностей». Когда в 1939 году началась советско-финская война, Борис Сирпо был на гастролях вместе с женой Гретой Оллберг и их приемным сыном, скрипачом-вундеркиндом Хеймо Хайтто. Домой они решили не возвращаться, сразу уехали в Америку, в Портленд. Поначалу Сирпо зарабатывал частными уроками игры на скрипке, но уже в 1946 году основал Портлендский камерный оркестр (он остается старейшим в США действующим камерным оркестром) и 20 лет прослужил его дирижером.

На аукцион полотна попали от наследников Сирпо; вывезенные вместе с другой обстановкой из Финляндии, они полвека не покидали семейный дом. Самая впечатляющая работа — портрет отца Иоанна Цветкова (1924), настоятеля православного храма в Куоккале, который посещали и русские, и православные финны.

отец иоанн цветков и храм преображения господня в куоккале

В Куоккале (с 1948 года — Репино) финское и русское население жило по соседству начиная со Cредних веков. В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Карельский перешеек вошел в состав Российской империи как часть Великого княжества Финляндского. С 1870-х годов, когда началось строительство Финляндской железной дороги, богатые петербуржцы стали обзаводиться дачами на берегу Финского залива. В 1899 году участок в Куоккале купил Илья Репин; новая большая усадьба художника получила название «Пенаты» и превратилась в центр культурной жизни России. После обретения Финляндией независимости Репин оказался за границами Советской России.

Первая деревянная церковь Преображения Господня появилась здесь в 1894 году. Все куоккальские жители: и православные, и лютеране, и католики — собирались в ней как в единственном богослужебном заведении в поселке. Храм сгорел на Пасху 1909 года, был отстроен и снова сгорел от удара молнии в 1916-м. Новое здание, возведенное в 1917 году, простояло до войны 1939–1940 годов, когда было окончательно уничтожено.

С 1920 года настоятелем храма был отец Иоанн Цветков (1849–1938). Выпускник Псковской духовной семинарии, более 30 лет он прослужил в Новоладожском уезде, а затем в Красном Селе (между Гатчиной и Петербургом). Оттуда ушел с семьей в 1919 году вслед за войсками генерала Юденича и переправился на ледоколе в Финляндию. Осенью 1920 года был назначен пастырем в Куоккалу, где прослужил еще почти 20 лет сначала на скромном жаловании, а потом и вовсе без него. Пережив Илью Репина, которого отпевал в 1930 году, тихо скончался в кругу близких, дожив до 89 лет.

Еще…

«Если мы вспомним образы священников раннего Репина — напористых, краснолицых, почти зловещих, то этот портрет показывает человека, проникнутого идеей служения Господу и помощи людям. Он окружен золотым сиянием ризы, а его голову осеняет ангел», — подчеркивает Екатерина Макдугалл. «Представленный на аукционе портрет Иоанна Яковлевича Цветкова является одним из лучших портретов, созданных Репиным в двадцатые годы, — пишет в статье к каталогу аукциона директор Музея-усадьбы Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Гости художника, видевшие эту работу в Пенатах, восхищались ею и называли шедевром». После революции отношение Репина к религии изменилось. В 1920-х он стал прихожанином храма Преображения Господня в поселке Куоккала. «Обычно приходил к началу службы и присутствовал до конца, и даже пел на клиросе, — рассказывает Бородина. — Со священником (протоиереем) церкви Иоан­ном Яковлевичем Цветковым они стали друзьями. Батюшка часто навещал Репина в Пенатах и неоднократно позировал художнику. В куоккальской церкви отец Иоанн, провожая художника в последний путь, совершил обряд отпевания».

В 1890-х Репин заинтересовался импрессионизмом, символизмом и даже декадентством и познакомился с Натальей Нордман, которая стала его спутницей жизни, другом и музой. Темы мистического символизма и сердечной драмы соединились на втором полотне художника из коллекции аукциона — «Встреча Данте и Беатриче».

Александр Горбатов. «Вид на Кремль зимой». Фото: MacDougall’s
Александр Горбатов. «Вид на Кремль зимой».
Фото: MacDougall’s

Кроме картин Репина на предстоящих торгах будут представлены лесной пейзаж Ивана Шишкина и «Вид на Кремль зимой» Александра Горбатова. Среди работ нонконформистов — произведения Леонида Пурыгина, Бориса Свешникова, Олега Целкова.

Иван Шишкин. «Лесной пейзаж». Фото: MacDougall’s
Иван Шишкин. «Лесной пейзаж».
Фото: MacDougall’s

«К сожалению, русские покупатели, проживающие в России, в аукционе участвовать не могут, — отмечает Екатерина Макдугалл. — В прошлом аукционе того же формата, в марте 2023-го, участвовало много новых европейских, в частности французских, и американских покупателей; списки наших клиентов обновились на 80%. В условиях санкций, на мой взгляд, разумнее проводить аукционы более частые, но меньшего формата: четыре раза в год торги поменьше вместо двух, но больших». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+