18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марина Игнатушко: «Потенциал Стрелки еще не раскрыт в полной мере»

Марина Игнатушко в «полевых условиях» Нижнего Новгорода. Фото: Архив Марины Игнатушко
Марина Игнатушко в «полевых условиях» Нижнего Новгорода.
Фото: Архив Марины Игнатушко
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Нижегородская стрелка, мыс при слиянии Оки и Волги — особый случай, про который уместно поговорить и после уже проведенных работ по благоустройству. Своими мыслями и оценками с нами поделилась Марина Игнатушко — архитектор, журналист, градозащитник

Скоро два года, как Нижний Новгород отпраздновал юбилей, к которому очень серьезно готовился. Оглядываясь назад, чему можно порадоваться, а о чем пожалеть?

Все-таки к 800-летию городу удалось придать некий лоск благоустройства, и, как бы у нас ни ворчали по этому поводу, в целом трудно не заметить положительные изменения. Например, полностью переделанная набережная Федоровского хоть и стала перегруженной из-за большого наплыва посетителей, зато у горожан появилось новое полноценное общественное пространство. В отличие от многих других мест, здесь можно надолго зависнуть, глядя на слияние рек и бесконечные дали. Да, местные привыкли, что этот тихий угол принадлежал только им, а теперь приходится жить как на перекрестке, но эта территория не могла вечно оставаться спальным районом…

Лестница с Набережной Федоровского вдоль Почтового съезда. Вид на стрелку. Нижний Новгород. 2017.  Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Лестница с Набережной Федоровского вдоль Почтового съезда. Вид на стрелку. Нижний Новгород. 2017.
Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Однако порадоваться до конца мешает световая инсталляция: в уже готовый проект вписали сотни светильников. Они меняют цвет, холмы становятся то розовыми, то фиолетовыми. И дело не только в том, что такое освещение неизбежно мешает жителям, — сами Дятловы горы, природный каркас города, теряют свою естественную самостоятельную значимость, превращаясь из живого ландшафта в пьедестал для развлечений.

ДОСЬЕ
Марина Игнатушко
Руководитель проектной группы «Открытая Стрелка»

Окончила архитектурный факультет Нижегородского архитектурно-строитель­ного университета. Работала журналистом. Автор и куратор проекта «Рейтинг нижегородской архитектуры» (с 1997), ряда других выставочных и исследовательских проектов. Сотрудничала с изданиями, пишущими об архитектуре, урбанистике. Член экспертных советов архитектурных премий «Архиwood», «Золотая капитель» и других.

Еще…

Явление, типичное для многих российских городов.

Я бы назвала это главной проблемой проектов современного благоустройства — неумение тонко сбалансировать живое и искусственное.

В Институте развития городской среды Нижегородской области работают талантливые проектировщики, но им, на мой взгляд, не хватает понимания, что городские общественные пространства должны быть разными. Не только повсеместно тиражируемые «мини парки культуры и отдыха», но и места, где тему задает ландшафт, где деревья диктуют содержание благоустройства, а не просто истерически втыкаются в последний момент. С компенсационным озеленением проблем много. Редкие растения выживают, а проектировщиков это будто бы не касается… Рада, что Стрелку не засадили петуниями и розами, летом там колышутся травы.

"Стрелка". Набережная в Нижнем Новгороде. 2022. Фото: Александр Сапыгин/Фотобанк Лори
"Стрелка". Набережная в Нижнем Новгороде. 2022.
Фото: Александр Сапыгин/Фотобанк Лори

Поговорим о стрелке (или Стрелке, как принято писать в Нижнем). Знаковый городской проект, визитная карточка 800-летия — при этом место, явно не исчерпавшее свой потенциал. Как выглядит сегодня ее будущее?

Потенциал Стрелки вообще еще не раскрыт в полной мере! Стрелка Оки и Волги — непростое место: более 100 лет его занимала ярмарка, в советское время там расположился порт — еще на 80 лет. Менялся вектор развития страны — менялась и Стрелка. Как определить точно, что здесь должно быть и на какой срок? Это вопрос открытый.

Как соучастница процесса трансформации Стрелки, скажу так: мы проскочили в какое-то удачно приоткрывшееся окно возможностей. Три года подряд, с 2011-го по 2013-й, я была сокуратором французского проекта в порту на Стрелке. Проект назывался «Подъемные силы», его автор и руководитель Ксавье Жюйо — художник, преподаватель школы Paris La Villette. Это был уникальный для Нижнего опыт художественной интервенции, который и помог почувствовать, а потом оценить и попытаться изменить взгляд на Стрелку, актуализировать не утилитарное, а символическое значение территории.

Проект оказался заметным, привлек внимание к Стрелке. В 2015-м, когда началась подготовка к проведению в городе игр чемпионата мира по футболу, мы, градозащитники, обнаружили в интерьере портовых складов — пакгаузов — металлические конструкции, в которых удалось опознать фрагменты центрального павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Открытие это имело большой международный резонанс, и в конце концов дошло до того, что Институт развития городской среды приступил к разработке проекта благоустройства Стрелки, а нам заказал исследовательскую часть этого проекта. В этом исследовании мы обращались к самым разным специалистам. Его главным вдохновителем был культуролог, географ Дмитрий Замятин, сотрудник Высшей школы урбанистики ВШЭ. Этот путь — от творческих экспериментов до неформальных исследовательских изысканий — большая удача, и вряд ли сейчас бы все это так же получилось.

Нижегородская Стрелка. Пакгаузы. Фото: Стратегия развития Нижегородской Области
Нижегородская Стрелка. Пакгаузы.
Фото: Стратегия развития Нижегородской Области

Почему?

Хотя бы потому, что до того момента, когда металлические конструкции получили статус объектов культурного наследия, мы использовали самые разные форматы активности: и воркшопы, и акции. В исследовании содержится напоминание, что преобразование Стрелки — общественно важное дело. Ведь каждое решение должно быть не просто продекларировано, но и крепко обосновано, убедительно донесено, а это возможно лишь при открытом сотрудничестве. Сейчас же все решения принимаются в закрытых кабинетах… Так что если бы мы развернули ту же деятельность по спасению конструкций сегодня, то вряд ли бы продержались.

Идущее строительство Ледового дворца на Стрелке — результат такой закрытости?

Возможно, я что-то пропустила, но не знаю, где и когда было решено назначить Стрелку спортивной зоной. По-прежнему не считаю удачей строительство футбольного стадиона на месте бывшего порта, а «приземление» здесь еще одного громоздкого объекта — тем более. В Нижнем Новгороде два ключевых места — кремль и Стрелка. Разве строят на значимом, уникальном месте такие ординарные объекты?

Говоря об уникальности: в 2021 году на Стрелке появились две реплики шуховских башен. Для чего нужно было рядом с выявленными объектами культурного наследия, пакгаузами, возводить, в сущности, симулякр?

Эти башни — часть так называемого временного благоустройства. Как я уже говорила, будущее этой территории — вопрос открытый. Стрелка будет меняться. Возможны варианты развития: в разное время для этого места придумывали множество разных проектов.

Временные башни сделал московский архитектор Петр Виноградов, который много работает с металлом и выполняет заказы по всей стране. И мне, честно говоря, не кажется, что эти симулякры выглядят там чужеродными: визуально они рифмуются с пакгаузами, ассоциативно — с башней Шухова на Оке.

Нижегородская Стрелка. Пакгаузы. Фото: Стратегия развития Нижегородской Области
Нижегородская Стрелка. Пакгаузы.
Фото: Стратегия развития Нижегородской Области

Вы придерживаетесь мнения, что открытые в прошлом году на Стрелке концертный и выставочный залы, вписанные внутрь конструкций пакгаузов, тоже нужно считать временными объектами?

Мы имеем дело с вывернутой наизнанку ситуацией. Металлические конструкции были несущими — как в павильоне XIX века, так и в портовых пакгаузах. Сейчас они — некий внешний декор новых зеркальных объектов. Конструкции являются ценностью, но они остались голыми. Еще когда мы воевали за сохранение этих «железяк», специалисты Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций имени Н.П.Мельникова предупреждали: в открытом виде срок жизни этого металла ограничен. Обработка специальными средствами — защита, но не долговременная. Значит, однажды придется придумывать, что делать и как… Но уже хорошо, что конструкции избежали полного забвения — а могли быть вообще разобраны, как почти все портовые объекты! Их жизнь продолжается и позволяет менять Стрелку. Из закрытой режимной территории времен порта она стала привлекательной, общедоступной. Даже спуск к воде появился. По набережной Стрелку связали с ярмаркой — создали проход под мостом. Эти лесенки и мостки — чудесные.

Нижегородская Стрелка. Пакгаузы. Фото: Стратегия развития Нижегородской Области
Нижегородская Стрелка. Пакгаузы.
Фото: Стратегия развития Нижегородской Области

Вспоминаю, как территорию подготовили к мундиалю в 2018 году — и заперли за забором. Это было благоустройство для ФИФА, для отчетных фотографий. У нас под этим забором было несколько лазов. Приезжали на автобусах гости, наслышанные о пакгаузах, я стелила туристический коврик, и так они пролезали под забором. Теперь никуда не надо лезть, можно свободно пройти.

Благоустройство тоже считается временным — в режиме тестирования, но оно стало человекоориентированным, и на Стрелке действительно дружелюбная атмосфера. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+