18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрешающие сигналы семиофоров из глубины столетий

Пьер-Луи Суруг. «Антикварий». 1743. Гравюра с картины Жан-батиста Шардена. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
Пьер-Луи Суруг. «Антикварий». 1743. Гравюра с картины Жан-батиста Шардена.
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Книга Кшиштофа Помяна «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века» богата разнообразной исторической фактурой, но по замыслу автора говорит еще и о самой природе коллекционирования

Наконец и на русский язык переведено важное антропологическое исследование в области истории искусства, посвященное феномену и философии коллекционирования. Автор его — философ, историк и публицист Кшиштоф Помян (р. 1934). Вехи биографии ученого свидетельствуют о драматической истории его родины — Польши. В 1939 году вся семья была отправлена в трудовой лагерь в Казахстане, там вскоре скончался отец — активист коммунистической партии. На родину Помян вернулся только в 1947-м. Научная и педагогическая его карьера скоро окончилась: за критические высказывания он был исключен из правящей Польской объединенной рабочей партии, а в 1968 году уволен из Варшавского университета.

Пять лет спустя Помян иммигрировал во Францию, где оказался куда более востребованным. В 1982 году он выпустил книгу публицистики «Польша: вызов невозможному? От Познанского восстания к „Солидарности“», но основные его интересы лежали в области антропологии искусства. В 1987 году была издана, вероятно, главная книга Помяна — «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века», основанная на его статьях разных лет (она и переведена сейчас на русский). Английская ее версия вышла в 1990-м, и ученый обрел заслуженное признание.

Кшиштоф Помян. «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века» / Пер. с франц. В. М. Кислова; науч. ред. К. Филлипс. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. 400 с., ил.
Кшиштоф Помян. «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века» / Пер. с франц. В. М. Кислова; науч. ред. К. Филлипс. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. 400 с., ил.

Интересует Кшиштофа Помяна не столько история коллекционирования, сколько его природа. Именно такой — антропологический — аспект и побудил исследователя предложить продуманную классификацию: коллекционер, собиратель и любитель искусства. Среди достижений Помяна — изобретение понятия «семиофор» (носитель знаков, символов). К семиофорам он относит произведения искусства, объекты природные и экзотические, предметы материальной культуры прошлых эпох. Особенность семиофоров в том, что их ценность обуславливается не практической пользой, а присвоенными им символическими значениями. Помян рассматривает историю коллекционирования в ракурсе разыскания, производства, распространения, собирания и изучения семиофоров. Источниками его исследований служат старинные путеводители, записки путешественников, описания коллекций, аукционные каталоги, биографии художников.

Главная идея монографии — описание процесса превращения собраний разнородных экспонатов в современные нам музейные институции. Поворотными моментами исследователь считает века Ренессанса и Просвещения, их идеологию и практику, поэтому и обращается в своей книге к событиям XVIII столетия и предшествующего периода.

Его труд состоит из восьми статей. В «Между незримым и зримым: коллекция» (1978) Помян классифицирует первичные собрания, выделяя из них погребальное имущество, дары, трофеи и сокровищницы властителей. Он вводит категории семиофоров: научные приборы, современные картины, остатки античности, диковинки из дальних стран. Статья «Культура любознательности и собирательства» (1982) посвящена градации коллекционеров — автор рассматривает понятия amateur (любитель) и curieux (собиратель). В тексте «Венетские коллекции в эпоху любознательности» (1983) Помян характеризует основные типы частных и государственных собраний Венецианской республики: коллекции-микрокосмы, кабинеты древностей, картинные галереи и собрания природы (сады, гербарии и тому подобное). Речь идет о довольно значительном их количестве: в XVII веке в Венеции насчитывалось 30 собраний, в Вероне — 18, в Падуе — 11.

В следующих двух статьях — «Медали/раковины = эрудиция/философия» (1976) и «Торговцы, знатоки, собиратели в Париже XVIII в.» (1979) — рассмотрен поворот к наукообразности коллекционирования, произошедший в эпоху Просвещения. Автор анализирует содержание каталогов галерей и аукционов. Определяющее событие — публикация томов «Энциклопедии» под редакцией Дени Дидро. В статье «Коллекционеры, натуралисты и антикварии в Венето XVIII в.» (1986) продемонстрировано влияние французских энциклопедистов на историю и антропологию венецианского коллекционирования. И в то же время автор фиксирует обратное влияние: рачительность властей республики в отношении семиофоров очень скоро найдет куда более решительное воплощение в культурной политике времени Французской революции.

Особая, сравнительная статья-глава «Маффеи и Келюс» (1985) посвящена жизни и трудам двух антикваров, ставших крупными историками искусства. А заключительная статья «Частные коллекции, публичные музеи» (1984) повествует об основных типах формирования музеев на примерах Венеции. Помян выделяет музеи «традиционные» (Сан-Марко или Дворец дожей, возникшие из сокровищниц и дарохранений), «революционные» (Галерея Академии, учрежденные властями), «эвергетические» (частные дарения — коллекции Гримани, Франкетти, Пегги Гуггенхайм) и «коммерческие» (когда сначала создается институция, которая затем приобретает экспонаты и даже другие коллекции, пример — Галерея современного искусства). Эта глава-эпилог перекидывает мостик к последующим работам автора. В 2020–2022 годах вышла монументальная трехтомная монография Кшиштофа Помяна «Музей — мировая история». 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+