18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анатомия искусства вместе с искусством анатомии вызывают очередные вопросы

Экспозиция Лондонского музея хирургии. Фото: Лондонский музей хирургии
Экспозиция Лондонского музея хирургии.
Фото: Лондонский музей хирургии
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

После пятилетней реконструкции вновь открылся Лондонский музей хирургии. Это событие всколыхнуло и без того непрекращающуюся дискуссию о том, насколько этично экспонировать в залах человеческие останки

У Хантерианского музея, расположенного в здании Королевского колледжа хирургов Англии (RCS) в лондонском районе Линкольнс-Инн-Филдс, богатая история. В музее, названном в честь выдающегося хирурга Джона Хантера (1728–1793), чей родной брат и коллега Уильям дал имя другому музею и художественной галерее в Глазго, хранится знаменитая коллекция анатомических и патологических образцов человеческих и животных останков, насчитывающая около 3,5 тыс. экспонатов. И это лишь часть оригинальной коллекции Хантера, состоявшей из 14 тыс. образцов: многое было утрачено при бомбардировке Лондона в 1941 году.

Институция вновь открылась в марте после пятилетнего перерыва. Реконструкция стоимостью £100 млн под руководством архитектурного бюро Hawkins\Brown позволила восстановить фасад исторического здания и перестроить часть музея. В результате выставочные залы переехали на первый этаж, следствием чего стало, в частности, упразднение знаменитой Хрустальной галереи.

Лондонский музей хирургии. Фото: Лондонский музей хирургии
Лондонский музей хирургии.
Фото: Лондонский музей хирургии

Директор музеев и архивов Королевского колледжа хирургов Дон Кемп подчеркивает, что колледж не владеет коллекцией Хантера: она была приобретена правительством в 1799 году и с тех пор управляется назначенными попечителями. В музее также хранятся артефакты более позднего времени — зубы, кости, древние останки — и множество медицинских инструментов, от старинных до современных.

Новая экспозиция выглядит иначе, чем прежде. По словам Кемп, ее переосмысление было отчасти обусловлено растущим интересом и осведомленностью широкой публики о научных и медицинских открытиях. «Изначально наша коллекция предназначалась для обучения медиков, — рассказывает она. — Но возьмем, к примеру, спираль ДНК. Сейчас о ней знают даже школьники, тогда как в 1950-х эти знания были доступны только узкому кругу исследователей».

Но есть и другая причина для пересмотра экспозиционных решений. «Думаю, к демонстрации человеческих останков в музеях надо подходить с особой щепетильностью, — говорит Дон Кемп. — Прежде всего, с глубоким уважением к людям, чьи тела послужили во благо медицины и науки».

Иллюстрация в еженедельной газете «The illustrated London News». 20 мая 1854 год. Фото: Лондонский музей хирургии
Иллюстрация в еженедельной газете «The illustrated London News». 20 мая 1854 год.
Фото: Лондонский музей хирургии

Показ останков в музее — тема актуальная и непростая, что лишь подтверждает скандал вокруг одного из самых известных экспонатов в коллекции Хантера. Речь о скелете Чарльза Бирна, или Ирландского Великана. Рост этого человека, ставшего в свое время знаменитостью, составлял как минимум 231 см — столько было на момент его смерти в 1783 году. Хантер выкупил останки Бирна, и его скелет более двух столетий показывали в музее, однако после громкой протестной кампании изъяли из экспозиции. В обновленном здании представлен лишь портрет Хантера кисти Джошуа Рейнолдса, где знаменитый скелет частично виден.

Этот сюжет напрямую связан с вопросом о добровольном согласии, поскольку Бирн просил похоронить его в море. Кемп цитирует заявление попечительского совета, где говорится о «проблеме деликатности и приводится ряд мнений касательно права демонстрации и хранения останков Чарльза Бирна». Скелет из экспозиции убран, но «он по-прежнему должен быть доступен для медицинского исследования феномена гипофизарной акромегалии и гигантизма». Директор подчеркивает, что решение остается за советом попечителей. «Проблема абсолютно в этой парадигме — вопросах этики, изменения отношения к подобным экспонатам», — поясняет она. А Бирн, похоже, так и не обретет покой в море.

Экспозиция Лондонского музея хирургии. Фото: Лондонский музей хирургии
Экспозиция Лондонского музея хирургии.
Фото: Лондонский музей хирургии

Ситуация с Ирландским Великаном — яркий пример бурной дискуссии по поводу подобных анатомических коллекций. В британском законе об органах и тканях человека от 2004 года указано, что останки старше 100 лет могут храниться без разрешения. Но в случае с коллекцией RCS, помимо скелета Бирна, речь идет об останках представителей коренных народов, прежде всего Австралии и Новой Зеландии. Колледж никогда открыто не комментировал этот вопрос, но в оксфордской диссертации Сары Мортон, защищенной в 2017 году, рассматривается идущий с 2001 года процесс репатриации останков из коллекции RCS. К тому же не так давно Королевский колледж разрешил кремацию черепа убийцы Уильяма Кордера, жившего в XIX веке, и захоронение на еврейском кладбище останков жертв конц­лагеря Бельзен.

Тем не менее Кемп подчеркивает важность коллекции колледжа, которая охватывает огромный период — от трактатов пионера хирургии XIV века Джона Ардернского до 3D-визуализаций тела, созданных в веке нынешнем. «Художники в деле изучения человеческой анатомии часто остаются незамеченными героями», — говорит она. По ее мнению, в целом эта коллекция по-прежнему помогает людям лучше понять, осознать себя. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+