18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Через рецессию к революции: удастся ли повторить?

Лондонский зал Sotheby’s, 1986 год.  До конца десятилетия рынку предстояло испытать резкий рост цен на произведения искусства. Фото: Marc DEVILLE/Gamma-Rapho/Getty Images
Лондонский зал Sotheby’s, 1986 год. До конца десятилетия рынку предстояло испытать резкий рост цен на произведения искусства.
Фото: Marc DEVILLE/Gamma-Rapho/Getty Images
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В 1970–1980-х годах экономический спад стимулировал арт-рынок и вызвал рост цен. Повторится ли тот же эффект теперь? Покупатели искусства пока выглядят скорее напуганными, чем воодушевленными

Согласно прогнозам, осенью этого года в Великобритании и США ожидается снижение инфляции. Но если ее последствия для рядового потребителя очевидны, то для арт-рынка — не совсем. Эйфория, которую аукционисты и дилеры испытали на фоне рекордной распродажи коллекции Пола Аллена в ноябре прошлого года, сменяется тревожным предчувствием надвигающегося спада. Предсказывать будущее мы не беремся, однако стоит обратить внимание на прошлое — когда рынок искусства начал обретать очертания, в которых он существует сегодня.

В 1974 году инфляция в США достигла уровня 11,05%, затем немного снизилась, чтобы вновь вырасти в 1979-м до 11,25%. Наконец в 1980-м она достигла максимума в 13,55%. Но сектор искусства обычно запаздывает, и арт-рынок отреагировал на эти скачки не сразу. Согласно индексу Мея — Мозеса, цены на искусство оставались сравнительно стабильными с середины 1950-х до середины 1970-х. Затем начался рост, сперва постепенный, а где-то с 1987-го по 1989-й — резкий. Возьмем для примера акварели Эгона Шиле. В 1972 году одна его превосходная акварель ушла за $26 тыс. Шесть лет спустя работа такого же уровня была продана уже за $120 тыс. К 1989 году максимальная цена перевалила за $400 тыс.

Инфляция 1970-х стимулировала арт-рынок, создавая иллюзию больших прибылей, чем было в реальности. Произведения искусства начали рассматривать (заслуженно или нет) в качестве надежного и прибыльного актива. Неслучайно максимально высокие цены на искусство в 1980-х были зафиксированы после падения фондовой биржи в 1987 году. К этому времени на аукционы, которые в целом были территорией дилеров, пришли розничные клиенты. Аукционные результаты начали воспринимать как еще один индикатор состояния рынка наподобие фондовых индексов. Christie’s и Sotheby’s создали глобальный арт-рынок «голубых фишек», используя свой финансовый потенциал. Галеристы, которые раньше обслуживали в основном местных клиентов, ответили на это развитием сети международных художественных ярмарок.

В 1980-х произошла фундаментальная перестройка экономик США и Великобритании вследствие нео-либеральной политики Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер: налоговые послабления плюс дерегулирование экономики и снижение госфинансирования программ социального обеспечения. Инфляцию обуздали с помощью временного повышения процентных ставок, после чего она держалась на уровне от 2 до 3% в год. Цены на большинство потребительских товаров оставались стабильными или даже условно снизились за счет импорта из стран с более дешевой рабочей силой. Однако на фоне накопления все больших богатств высшими слоями общества другие активы резко подорожали: акции, предметы роскоши, яхты, элитная недвижимость и, конечно, искусство. На разросшемся рынке искусства появилось множество новых рабочих мест для обслуживающего эту индустрию персонала: арт-консультанты, кураторы, дилеры, галерейные ассистенты, логисты, багетчики, реставраторы, хендлеры, упаковщики, перевозчики, сотрудники хранилищ, страховые агенты, таможенные брокеры и так далее. Совокупное влияние системной инфляции и инфляции цен на активы поддерживало арт-рынок на протяжении более 40 лет.

Если нынешняя инфляционная спираль продолжит раскручиваться (а согласно новейшим прогнозам, не факт, что это произойдет), цены на искусство могут в конечном итоге закрепиться на высоком уровне, как произошло в 1980-е. Однако пока что многие коллекционеры, напуганные экономической и политической неопределенностью, либо покупают менее дорогие произведения, либо не покупают вовсе. Чем дольше продержится эта тенденция, тем выше вероятность, что она обвалит хрупкую конструкцию арт-рынка, которая имеет центр тяжести в верхней части и поддерживается за счет тончайшей прослойки сверхбогатых коллекционеров и обслуживающих ее аукционных домов и мегадилеров. Параллельно мы все чаще видим стремление разных игроков преодолеть сложившуюся связку принципа «голубых фишек» и социально-экономического неравенства, чтобы создать более инклюзивный культурный нарратив. Результатом может стать полный пересмотр относительных ценностей в сфере искусства. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+