18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Янтарная комната. 20 лет спустя

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков

Двадцатый день рождения отмечает воссозданная к 300-летию Петербурга Янтарная комната в Екатерининском дворце музея-заповедника «Царское Село». К юбилею она получила точную VR-копию, созданную при поддержке ПАО «Газпром», и мини-выставку

Какими только эпитетами не награждали современники этот уникальный интерьер Екатерининского дворца. Комнату называли восьмым чудом света, Александр Бенуа писал, что «Янтарная комната — одна из главных достопримечательностей фантастического Царскосельского дворца». Тайна ее исчезновения до сих пор вдохновляет искателей сокровищ, но главное свое приключение — удивительное возрождение на прежнем месте и в прежнем блеске — Янтарная комната уже пережила: в 2003 году она после воссоздания была представлена публике. Сейчас в «Царском Селе» отмечают эту дату, к которой подготовлена выставка, виртуальная копия комнаты и даже придумано специальное пирожное.

Фрагмент Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Царское село. Фото: EPA/ТАСС
Фрагмент Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Царское село.
Фото: EPA/ТАСС

История появления на свет шедевра резьбы по янтарю начинается в Пруссии: в 1701 году прусский король Фридрих I при коронации получил в подарок две янтарные рамы работы мастеров из Данцига конца XVII века (они до 1941 года входили в убранство Янтарной комнаты в Екатерининском дворце). По мнению некоторых исследователей, именно эти рамы навели Шарлотту, жену Фридриха I, на мысль создать интерьер из янтаря. Руководил работой Иоганн Фридрих Эозандер фон Гёте, любимый архитектор королевы. После смерти жены в 1705 году Фридрих прекратил работу, а позже решил создать янтарную галерею в Ораниенбурге, на родине своей матери. Вероятно, именно там в 1712 и 1713 годах Петр I мог видеть янтарные интерьеры, которые произвели на него сильное впечатление.

В 1713 году Фридрих I умирает, его сын Фридрих Вильгельм I переносит янтарные панели в один из своих дворцов в Берлине и создает там первый янтарный кабинет, который в 1717 году и получает в подарок Петр I. В России ящики с янтарными панелями несколько лет хранились сначала в Меншиковском дворце, потом в одном из зданий в Летнем саду. И только в 1743 году императрица Елизавета повелела установить «по наилучшему искусству Янтарный кабинет» в одном из покоев третьего Зимнего дворца. В 1750 году она затеяла строительство новой резиденции в Царском Селе, и архитектор Бартоломео Франческо Растрелли перенес Янтарный кабинет туда.

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

Отведенная ему зала оказалась гораздо просторнее первоначального кабинета — ее площадь 96 кв. м, потолки почти восьмиметровой высоты. Чтобы заполнить интерьер, Растрелли оставляет одну стену свободной от янтаря (с окнами на парадный партер перед дворцом), верхний и нижний фризы остальных трех стен делает живописными, имитируя янтарную мозаику. Пилястры между янтарными панелями архитектор оформляет высокими и узкими зеркалами.

В 1755 году в комнате появляются четыре флорентийские каменные мозаики, подаренные Елизавете тогдашней королевой Богемии Марией Терезией. Чтобы разместить их в интерьере, из янтарных рам удаляют зеркала, а оставшееся свободное место заполняют узорами из янтаря. Позже, по распоряжению Екатерины II, нижний фриз по трем стенам будет тоже сделан из янтаря.

Фактически, по оценкам специалистов, площадь янтарной мозаики, выполненной уже русскими мастерами, к этому моменту увеличивается почти до 20% по отношению к работе европейских мастеров. В XIX веке в оформлении комнаты появятся разнообразные поделки из янтаря, которые собирали все российские императоры. В таком виде Янтарная комната дожила до 1941 года, и именно этот интерьер был воссоздан мастерами 20 лет назад.

Фрагмент Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. 1930. Репродукция.  Точная дата съемки не установлена. Фото: ТАСС
Фрагмент Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. 1930. Репродукция. Точная дата съемки не установлена.
Фото: ТАСС

Янтарь — очень хрупкий и недолговечный материал: детали часто отваливались от дубовых панелей стен и разбивались об пол, их приходилось заменять. Первая реставрация комнаты состоялась еще в 1830 году — к ней привлекли русских и европейских мастеров. В конце XIX века реставрацию проводили мастера Петербургской гранильной фабрики, но эта работа не была закончена. Следующую реставрацию наметили на 1914 год, но началась Первая мировая война.

Очередную реставрацию специалисты запланировали на лето 1941 года. Город Пушкин (Царское Село) был оккупирован уже 17 сентября 1941 года, немецкая армия ушла из него только в январе 1944-го. За эти годы нацисты полностью разграбили бывшую царскую резиденцию, Янтарную комнату вывезли в Кёнигсберг, который позже был полностью разрушен во время наступления Советской армии. Дальнейшая ее судьба неизвестна до сих пор: советским специалистам удалось обнаружить в ходе длительных поисков лишь несколько оплавленных фрагментов янтарного декора и детали дверей. Десятки любителей приключений до сих пор ищут янтарное сокровище по всему миру.

Екатерининский дворец в Пушкине. Экскурсанты во время осмотра янтарных вещей в восстанавливаемой Янтарной комнате, экспонировавшихся здесь до 1941 года. 1987. Фото: Науменков Николай/Фотохроника ТАСС
Екатерининский дворец в Пушкине. Экскурсанты во время осмотра янтарных вещей в восстанавливаемой Янтарной комнате, экспонировавшихся здесь до 1941 года. 1987.
Фото: Науменков Николай/Фотохроника ТАСС

Видный советский и российский архитектор и реставратор Александр Кедринский, основоположник петербургской школы реставраторов, автор проекта воссоздания Янтарной комнаты, много лет добивался ее восстановления. И только в 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о возвращении в Екатерининский дворец его главного сокровища.

«Уже после окончания реставрации нам нередко приходилось слышать от посетителей Янтарной комнаты: это китч, безвкусица! — говорит Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село». — Так говорить могут только неграмотные люди: Берлин в начале XVIII века — один из самых авторитетных европейских центров искусства, здесь в 1700 году открывается третья академия художеств после Рима и Парижа, расцветают мануфактуры и ремесла. И все это отразилось в интерьерах Янтарной комнаты. Недаром Александр Бенуа писал о неподражаемом вкусе декораторов времен Елизаветы, о великолепном, сказочном ансамбле этой залы».

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

Путь от решения о воссоздании до реализации замысла оказался долгим и извилистым. В распоряжении специалистов были лишь черно-белые фотографии, цветной автохром 1917 года, фиксационная акварель и около 60 мелких кусочков янтаря, осыпавшихся с дубовых панелей на протяжении десятилетий. Как выглядели самые мелкие детали декора и тем более какого оттенка были эти элементы, не мог сказать никто. К тому же в Советском Союзе не существовало школы янтарного дела. Были ювелиры, делавшие из янтаря поделки и украшения, но бусы или мундштуки — это одно, а вот покрыть тончайшей многофигурной резьбой несколько десятков квадратных метров стен и сделать так, чтобы янтарь не осыпался и не терял свои свойства, — такую задачу прежде никто перед собой даже не ставил.

Целый год привлеченные ювелиры разрабатывали методики и уже на ходу учились особым образом затачивать инструменты, чтобы янтарь не кололся, резать его под микроскопом, обходить опасные пузырьки воздуха, из-за которых янтарь давал трещину. По заказу специального научно-производственного объединения «Реставратор» ученые-химики Технологического института провели исследование на тему, как термическая обработка влияет на получение разных оттенков янтаря.

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

В 1981 году на базе НПО «Реставратор» была создана янтарная мастерская, которую возглавил Александр Журавлев. Под его руководством мастера начали воссоздавать первые янтарные панно, работа продолжалась почти 20 лет. На финальном этапе работ огромную финансовую поддержку оказала немецкая компания Ruhrgas.

В 1984 году в Царскосельскую янтарную мастерскую пришел камнерез Борис Игдалов (с 1997 года он ее возглавляет).

«Перед нами стояла задача воссоздать четыре флорентийские мозаики, пропавшие вместе с янтарными панелями, хотя в нашем распоряжении были только черно-белые фотографии, — рассказал Борис Игдалов. — Мы обратились за помощью к итальянцам, в мастерскую, где когда-то были изготовлены эти мозаики, и они дали нам хорошие цветные фотографии с живописных оригиналов. Но с камнем возникли проблемы: изначально мозаики делали из разноцветных маремских кремниев (Маремма — историческая область Тосканы), а нам пришлось не один год искать подходящие камни по всей стране».

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

В 1997 году случился сюрприз: в Германии обнаружили одну из пропавших царскосельских мозаик — «Аллегорию осязания и обоняния». К этому времени именно эту композицию уже воссоздали мастера бригады Игдалова. Теперь обе работы можно увидеть и сравнить оригинал и копию. В конце мая 2003 года в Екатерининском дворце состоялось торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты. Теперь, к юбилею, зрители могут увидеть ее не только при посещении дворца, но и в цифровом пространстве — при поддержке ПАО «Газпром» ее точная интерактивная модель создана в формате виртуальной реальности.

ПОДРОБНОСТИ
«Янтарная комната. VR-версия»: проект в формате виртуальной реальности

VR-версия Янтарной комнаты — точная интерактивная модель всемирно известного интерьера Екатерининского дворца в формате виртуальной реальности. Проект создан при поддержке ПАО «Газпром». Разработчиком контента выступила компания Stereoforma.

Специальное оборудование позволяет рассмотреть интерьер Янтарной комнаты в мельчайших деталях, приблизить элементы отделки, изучить флорентийские мозаики и резьбу. В виртуальном пространстве экспонаты можно трогать руками и рассматривать, а также знакомиться с историей интерьера, техниками и материалами.

Существование виртуальной копии Янтарной комнаты дало новые возможности жителям других регионов России. В мае 2022 года при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути» (организатор — ГМЗ «Царское Село») шлемы виртуальной реальности, оснащенные контентом проекта, отправились в тур по городам России — в Калининград (Морской выставочный центр Музея Мирового океана в Светлогорске), Воронеж (Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских») и Псков (Псковский музей-заповедник). За три месяца работы эту выставку посетили почти 13 тыс. человек. В будущем VR-версию Янтарной комнаты увидят жители отдаленных регионов России и зарубежья.

Еще…

На небольшой выставке, открытой в янтарном интерьере, зрители могут увидеть довоенную флорентийскую мозаику «Аллегория осязания и обоняния», найденную в Германии и переданную в дар «Царскому Селу» в 2000 году, сравнить ее с работой специалистов Царскосельской янтарной мастерской и узнать об истории ее создания, похищения и возвращения в родные дворцовые стены. Идею пирожного «Янтарная комната» придумали сотрудники пресс-службы ГМЗ, а воплотили кондитеры кафе «Волконский».

Пирожное «Янтарная комната».  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Пирожное «Янтарная комната».
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Сотрудники ГМЗ «Царское Село» не теряют веры, что оригинальная комната когда-нибудь найдется. «Подлинник пока не найден, но мы по-прежнему верим, что она не пропала бесследно, — считает Ираида Ботт. — Остается надежда, что хотя бы немецкую, прусскую часть этой великолепной композиции спрятали в другом месте. Такие масштабные и выдающиеся произведения искусства просто так не пропадают!»

Материалы по теме:
Янтарная комната стала ближе
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+