18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Миллиард собрали по каплям

Рене Магритт. «Империя светил». 1951. Фото:  Sotheby’s
Рене Магритт. «Империя светил». 1951.
Фото: Sotheby’s

Аукционы Sotheby’s в Нью-Йорке прошли успешно, но не сногсшибательно. На торгах дома лидировали работы Густава Климта и Рене Магритта, а Кодекс Сассуна все же стал самым дорогим манускриптом в истории

Полотна Густава Климта и Рене Магритта возглавили аукционы искусства ХХ века и современного искусства Sotheby’s. Вечерние торги и распродажа коллекции гиганта сферы развлечений, звукорежиссера и главы Warner Bros. Records Мо Остина, скончавшегося год назад, принесли вместе $427 млн (все итоги приводятся с процентами аукционного дома), что несколько ниже предварительной оценки. Из 63 лотов, выставленных на два аукциона Sotheby’s, 9 лотов не смогли найти покупателей, 6 лотов из раздела «Современное искусство» были сняты до начала торгов по неизвестным причинам.

Безусловным звездным лотом среди произведений из поместья Остина была картина Рене Магритта «Империя светил» (1951). Он приобрел картину у коллеги-магната Дэвида Геффена в 1979 году по неизвестной цене, но в то время работы художника на аукционах не уходили дороже $250 тыс. Теперь полотно продано анонимному участнику торгов по телефону за $42,2 млн (при предварительной оценке $35–55 млн). Тот же участник купил «Вид на луну» Жан-Мишеля Баскиа за $10,7 млн. Проданы и абстракция Сая Твомбли, и «Пейзаж» Пабло Пикассо, и экспрессионистическая композиция Джоан Митчелл — не выше эстимейта, а кое-что даже ниже. Потребовалось около часа, чтобы распродать лоты из коллекции Остина, — так медленно «выдавливались» ставки из телефонных участников.

Вильгельм Хаммерсхёй. «Музыкальная комната на Страннгаде, 30». 1907. Фото:  Sotheby’s
Вильгельм Хаммерсхёй. «Музыкальная комната на Страннгаде, 30». 1907.
Фото: Sotheby’s

Последовавший затем более крупный и более разнообразный по составу аукцион искусства ХХ века и современного искусства начался бодро. Интерьер в стиле вермееровского, но с будто выкачанным из него воздухом — «Музыкальная комната на Страннгаде, 30» (1907) кисти датского символиста Вильгельма Хаммерсхёя — был продан за рекордные $9,1 млн, что более чем вдвое превышает предварительную оценку. Работа Густава Климта «Остров на Аттерзее» (1901–1902), где практически всю поверхность квадратного полотна занимает бликующая вода озера, была главным лотом. Она ушла японскому участнику торгов по телефону за $53,1 млн.

Густав Климт. «Остров на Аттерзее». 1901–1902. Фото:  Sotheby’s
Густав Климт. «Остров на Аттерзее». 1901–1902.
Фото: Sotheby’s

«Натюрморт с мандолиной» Поля Гогена попал на торги от наследников легендарного французского дилера Амбруаза Воллара, часть работ из коллекции которого им удалось получить в ходе реституции прямиком из Музея Орсе. Натюрморт продан за $10,4 млн неназванному участнику телефонных торгов из Азии.

Среди немногочисленной скульптуры на торгах — изысканная бронзовая фигура Femme Leoni Альберто Джакометти прижизненной отливки, датируемая 1960 годом, ушла за 28,4 млн. Массивное трио гранитных идолов Исаму Ногучи «Семья» (1956–1957) вызвало ажиотаж на торгах и в конечном итоге продано за рекордные для скульптора-модерниста $12,2 млн (прежний рекорд был $4,9 млн). Общее настроение вечера тем не менее его участники характеризовали как «без особого энтузиазма».

Исаму Ногучи. «Семья». 1956–1957. Фото:  Sotheby’s
Исаму Ногучи. «Семья». 1956–1957.
Фото: Sotheby’s

Ветхозаветному Кодексу Сассуна были посвящены отдельные торги с единственным лотом. Рукопись, получившая название Библии Сассуна по имени одного из владельцев — Дэвида Соломона Сассуна (1880–1942), страстного коллекционера иудаистских и древнееврейских рукописей, датируется концом IX — началом X века, то есть является связующим звеном между последними свитками Мертвого моря (эти самые важные сохранившиеся древние иудейские рукописи датируют I веком) и средневековыми текстами.

Кодекс Сассуна. Около 900. Фото:  Sotheby’s
Кодекс Сассуна. Около 900.
Фото: Sotheby’s

Предварительная оценка кодекса колебалась между $30 млн и $50 млн, цена продажи составила $38,1 млн. Таким образом был побит державшийся 30 лет рекорд на рукопись, поставленный в 1994 году Биллом Гейтсом, купившим на Christie’s Лестерский кодекс Леонардо за $30,8 млн. Кодекс Сассуна был приобретен американским дипломатом Альфредом Х. Мозесом от имени нью-йоркской организации «Американских друзей ANU», поддерживающих Музей еврейского народа (ANU) в Тель-Авиве. Рукопись в конечном итоге войдет в постоянную коллекцию музея.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+