18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Удивительный путь мумий: из пирамид в паноптикум, а потом в музей

Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I в. до н. э. Фото: Государственный музей Востока
Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I в. до н. э.
Фото: Государственный музей Востока
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В Музее Востока показывают две мумии в саркофагах из собрания Художественной галереи Перми, прошедшие тщательную реставрацию и подробное исследование

История мумий из собрания Государственной художественной галереи Перми полна приключений. В галерею они попали в 1920 году из местного паноптикума — одного из многих заведений, театров-музеев, которые действовали в крупных городах Российской империи и пользовались большой популярностью у зевак. Следующее столетие мумии, так как были в плачевном состоянии, хранились в запасниках. В 2021 году начался совместный комплексный проект, направленный на реставрацию и изучение двух древнеегипетских мумий и саркофагов из этой коллекции. Его участниками стали реставрационные мастерские «Феномен» и Центр палеоэтнологических исследований. Оказалось, что изначально тела и саркофаги не составляют единовременные комплексы.

Мумия мужчины. Калиброванная дата 212 г. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Мумия мужчины. Калиброванная дата 212 г. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока

Мумии, согласно данным радиоуглеродного анализа, принадлежали египтянам, жившим в III и I веках до н.э., а саркофаги относятся к более ранним периодам. Датировку одного из саркофагов, покрытого сюжетными композициями на мифологические темы, связанные с посмертной судьбой его владельца в царстве мертвых, удалось отодвинуть почти на 700 лет назад и датировать III Переходным периодом (XI–VII века до н.э.). Вероятнее всего, мумии людей, живших в эпоху правления в Египте династии Птолемеев (IV–I века до н.э.), были уложены в подходящие по размерам саркофаги в одной из антикварных лавок Луксора или Каира. После выставки эти объекты вернутся в Пермь и займут место в экспозиции в новом здании галереи.

Государственный музей Востока
«С берегов Нила до берегов Камы»
До 28 мая

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+