18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50

На выставке «Цой. Путь героя» в московском Манеже. Фото: Planeta9
На выставке «Цой. Путь героя» в московском Манеже.
Фото: Planeta9
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую

На Камчатской музейной ассамблее, проходившей в Петропавловске-Камчатском в конце февраля 2023 года и собравшей представителей профессионального сообщества со всей страны, раздавались призывы как к усилению патриотического направления в работе, так и к сохранению обычного, свойственного музеям диапазона. В рейтинге выставок за 2022 год мы можем видеть примеры и того и другого — с преобладанием событий из условной категории «делаем, как делали». Правда, действовать как раньше все равно получается не всегда, и в первую очередь это касается международных выставочных проектов — партнерских или гастрольных. Таковые в нашем списке безоговорочно отсутствуют.

Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Зато крепнет межмузейное сотрудничество внутри страны. Причем речь не только о мегапроектах, будь то «Брат Иван. Коллекция Ивана и Михаила Морозовых» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина или «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее, и не только о гастролях столичных гигантов в регионах (примером чего может служить выставка «Золотой век фламандского искусства» в центре «Эрмитаж-Казань»). Все чаще региональные музеи прокладывают собственные маршруты по другим городам, обходясь без предписаний из Москвы. К таким проектам можно отнести выставку «Образ Петра Великого в живописи и графике конца XVII — середины XIX века в собрании Тамбовского областного краеведческого музея», прокатанную на нескольких площадках по России, или передвижную экспозицию «В гостях у татар», подготовленную уже упомянутым музеем в Елабуге. Оба эти сюжета не вошли в топ-50, но тенденцию собой вполне обозначают.

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I в музее-заповеднике «Царицыно». Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I в музее-заповеднике «Царицыно».
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

Пожалуй, все-таки недостаточно оснований говорить о выставочном буме в 2022 году, и тем не менее цифры показывают, что никакого количественного упадка не произошло. О чем можно судить хотя бы по такому косвенному показателю: наш прошлогодний топ-50 замыкала выставка, которую в среднем посещало 264 человека в день. В 2023-м на той же позиции фигурирует уже 415 посетителей в день. Иначе говоря, пороговый уровень рейтинга стал заметно выше.

Рейтинг подготовили: Ирина Джумаева, Александра Лунева, Анастасия Мальцева, Дмитрий Смолев

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+