18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живописный навигатор строит маршрут по городскому пейзажу

Кристофер Вуд. «Парк Баттерси, Лондон». Начало ХХ в. Музей графства Дорсет. Фото: Издательство Metamorphoses
Кристофер Вуд. «Парк Баттерси, Лондон». Начало ХХ в. Музей графства Дорсет.
Фото: Издательство Metamorphoses
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Способы пространственной ориентации в Париже и Лондоне бывают самыми разными. Так почему бы не попытаться призвать на помощь произведения искусства? Этот метод положен в основу двух переводных книг, выпущенных московским издательством Metamorphoses

На недавней, декабрьской международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№24 книголюбы могли открыть для себя молодое издательство Metamorphoses, которое, кажется, пока еще нащупывает свой курс. Перечень его новинок весьма эклектичен: от хорроров с детективами до книги о современном левом философе Алене Бадью. И все-таки в качестве одной из ключевых линий своей деятельности издательство видит выпуск книг по искусству. Заявка в этом направлении уже сделана: вышли «визуальные биографии» двух европейских столиц — «Париж глазами художников» Жерара Денизо и «Лондон в компании художников» Ричарда Блэндфорда. Если в известном киноальманахе «Париж глазами…» (1965), снятом в духе «новой волны», мы видим город с точки зрения шести режиссеров, то здесь — сквозь оптику десятков живописцев, граверов, иллюстраторов.

Жерар Денизо. «Париж глазами художников» / Пер. с фр. Э. Болдиной. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 128 с., ил.
Жерар Денизо. «Париж глазами художников» / Пер. с фр. Э. Болдиной. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 128 с., ил.

Впрочем, искусству в этих книгах отведена, скорее, вспомогательная роль. Это не столько художественные альбомы, сколько модернизированные путеводители с более изысканной подачей информации: исторические справки о примечательных местах двух столиц проиллюстрированы работами художников. В случае с Парижем выборка весьма предсказуемая. Кажется, будто город законсервировался в дымке импрессионистов и вибрирующей палитре пуантилистов. Не обошлось, конечно, и без авангарда — орфических изображений Эйфелевой башни Робера Делоне или вида набережной Гран-Огюстен кисти Альбера Марке. Но встречаются и неожиданные сюжеты. Так, Поль Жозеф Виктор Дарго — вероятнее всего, вы встречаете это имя впервые, — изобразил статую Свободы, строительство которой можно было наблюдать с улицы де Шазель (символ США был создан во Франции и отправился за океан в 1885 году).

Ричард Блэндфорд. «Лондон в компании художников« / Пер. с англ. Д. Леонова. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 224 с., ил.
Ричард Блэндфорд. «Лондон в компании художников« / Пер. с англ. Д. Леонова. М.: Омега-Л; Metamorphoses, 2022. 224 с., ил.

Книга о Лондоне демонстрирует и более разноголосую, и более протяженную во времени подборку: от обличительных гравюр Уильяма Хогарта, изображавшего лондонские низы, до работ фотографа-урбаниста Рут Блис Люксембург. Взгляд художника — это, конечно, не взгляд сквозь розовые очки. Так, Гюстав Доре, собирая материал для лондонской серии гравюр, посещал ночлежки и опиумные притоны, а Генри Мур во время Второй мировой войны запечатлел людей, которые укрывались от бомбардировок в подземке.

Но фактов о городе в книге куда больше, чем фактов о художниках. Мы узнаем, например, что бронзовые львы у подножия колонны Нельсона обрели неправдоподобно милые лапы, поскольку скульптор взял за образец лапы домашней кошки, и что в основание древне­египетского обелиска «Игла Клеопатры» при его установке в 1878 году на набережной Виктории была замурована мемориальная капсула, содержащая фотографии дюжины англичанок, соответствующих стандартам красоты того времени.

Максимильен Люс. «Нотр-Дом, вид с набережной Сен-Мишель». 1904. Музей Вальрофа-Рихарца, Колонь. Фото: Издательство Metamorphoses
Максимильен Люс. «Нотр-Дом, вид с набережной Сен-Мишель». 1904. Музей Вальрофа-Рихарца, Колонь.
Фото: Издательство Metamorphoses

Как отмечал в одном из эссе искусствовед Андрей Ерофеев, «мир все больше живет по картинке, отражая живопись». Оказываясь, к примеру, возле горы Сент-Виктуар, мы ищем тот же ракурс, что был у Поля Сезанна, иначе — не то. Альбомы издательства Metamorphoses поддерживают это наблюдение, как бы подсказывая читателю точки обзора, с которых Лондон и Париж уже открывались глазам художников (хотя, конечно, мегаполисы меняются куда стремительнее, чем гора Сент-Виктуар). Но пусть лучше наше восприятие мира будет опосредовано живописью, нежели «Google Картами»: одно дело — двигаться из пункта А в пункт Б по навигатору, а другое — ощущать себя внутри пейзажа, к которому приложили руку Клод Моне или Уильям Тёрнер.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+