18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Мане и Дега: коктейль из дружбы и соперничества в Музее Орсе

Эдгар Дега. «Молодая женщина с ибисами». 1857–1858. Фрагмент. Фото: The Metropolitan Museum of Art
Эдгар Дега. «Молодая женщина с ибисами». 1857–1858. Фрагмент.
Фото: The Metropolitan Museum of Art
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Выставка предлагает новый взгляд на творчество двух художников через призму их личных взаимоотношений и художественных споров. Диалог мастеров отражает процесс трансформации французского искусства

Одна из самых любопытных картин Эдгара Дега изображает его друга и коллегу Эдуарда Мане полулежащим на диване. Дега запечатлел Мане в очень характерной для того позе с такой необычайной точностью, что уже после смерти последнего в 1883 году писатель Джордж Мур отмечал, что при взгляде на эту картину создается впечатление, будто вы находитесь в присутствии его призрака.

Анатоль Луи Годе. Портрет Эдуарда Мане.   Около 1867. Фото: Alexis Brandt/Musée d’Orsay
Анатоль Луи Годе. Портрет Эдуарда Мане. Около 1867.
Фото: Alexis Brandt/Musée d’Orsay

Полотно «Эдуард Мане и его жена» (1868–1869) в самом деле свидетельствует о высоком изобразительном мастерстве Дега. Мане вальяжно откинулся на спинку дивана, подпирая голову одной рукой, а другую засунув в карман брюк. Он в задумчивости смотрит мимо зрителя, слушая свою жену Сюзанну, которая рядом играет на пианино. Но мы никогда не узнаем, были ли переданы черты мадам Мане с той же живостью: холст грубо обрезан прямо по ее фигуре. Перочинным ножом орудовал сам Мане. Дега подарил супругам этот двойной портрет, но в какой-то момент Мане почувствовал, что больше не в силах выносить, как он выразился, «искаженных» черт лица Сюзанны, и отрезал кусок холста.

Эдгар Дега. «Автопортрет в библиотеке». 1895. Фото: Hervé Lewandowski/Musée d’Orsay
Эдгар Дега. «Автопортрет в библиотеке». 1895.
Фото: Hervé Lewandowski/Musée d’Orsay

Нетрудно представить себе сцену, разыгравшуюся, когда об этом узнал Дега, хорошо известный своей раздражительностью. Он забрал картину обратно и вернул полученный в подарок от Мане натюрморт. Позднее Дега добавил пустой холст к той части, где прежде находился портрет Сюзанны, в надежде когда-нибудь восстановить изображение, но лишь разметил композицию. Мане тем временем написал собственный портрет жены за пианино. Эта работа имеет большое значение, поскольку до женитьбы Сюзанна давала Мане уроки музыки. Обе картины вошли в экспозицию «Мане/Дега», которая открылась в конце марта в парижском Музее Орсе, а в сентябре отправится в Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Эдгар Дега. «Хлопковый офис в Новом Орлеане». 1873. Фото: Мusée des beaux-arts, Pau
Эдгар Дега. «Хлопковый офис в Новом Орлеане». 1873.
Фото: Мusée des beaux-arts, Pau

Легенда гласит, что художники познакомились в начале 1860-х годов в Лувре за копированием «Портрета инфанты Марии-Терезы» Диего Веласкеса, и с тех пор их творческие пути постоянно пересекались. Один из кураторов выставки Стефан Геган рассказывает, что «в конце 1860-х они были очень близки». Одно письмо, датированное июлем 1868 года, «представляет особый интерес, поскольку из него следует, что Мане пытался уговорить Дега отправиться вместе с ним в Лондон», где их «привлекал английский рынок искусства, а у их общего друга Джеймса Тиссо уже очень хорошо шли дела». Геган добавляет: «Франко-прусская война 1870–1871 годов сблизила троих художников еще больше».

Мане и Дега, по словам Гегана, «объединяла свое­образная эклектичность, обусловленная недавним распадом классического канона в модернизме». В экспозиции это отражено в разделе, посвященном их глубокому интересу к старым мастерам, в особенности в коллекции Лувра; в выставку включены и их копии картины Веласкеса. Они сохранили это наследие в динамизме новых течений.

Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо». 1873.  Фото:  Мusée Marmottan Monet, Paris
Эдуард Мане. «Портрет Берты Моризо». 1873.
Фото: Мusée Marmottan Monet, Paris

В числе ключевых экспонатов — открывающие выставку автопортреты, а также картины, в которых заметна связь художников с кругом французской импрессионистки Берты Моризо, интерес обоих к скачкам и, конечно, работы, созданные ими в период «спора об импрессионизме». Завершает экспозицию, по словам куратора, «драматичный эпилог», посвященный коллекции работ Мане, которую Дега собирал после кончины своего старшего коллеги и до собственной смерти в 1917 году. Здесь представлены внушительный «Окорок» из Музея Келвингроув в Глазго и разрезанный на части «Расстрел императора Максимилиана» из лондонской Национальной галереи, который Дега кропотливо собрал по фрагментам.  

Музей Орсе
«Мане/Дега»
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+