18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Гнев, торг, отрицание: Brexit три года спустя

Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС. Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС.
Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Инсайдеры рассказывают о том, чего стоил британскому миру искусства выход страны из Евросоюза. Пока одни обеспокоены тем, что Лондон теряет позиции на мировом арт-рынке, другие находят в ситуации плюсы

Стало известно, что компания MCH Group, владеющая брендом Art Basel, отменила ярмарку искусства и антиквариата Masterpiece, которая должна была пройти в Лондоне с 28 июня по 5 июля. Вкупе с трехлетней годовщиной Brexit это событие побудило местное арт-сообщество проанализировать последствия выхода Великобритании из Евросоюза. Оценки инсайдеров, которые мы собрали, не так уж однозначны.

Непримиримее всех настроен один из ведущих британских художников Аниш Капур, который заявил: «Из-за этого события Великобритания стала страной второго сор­та». Он даже изобрел термин Broxit (от англ. broken — «сломанный»). На вопрос, куда катятся страна и арт-сообщество, он по электронной почте ответил: «К черту — вместе с Broxit».

Другие деятели арт-сообщества, с которыми мы побеседовали, тоже обеспокоены. Среди них распространено мнение, что Brexit отбросил лондонскую арт-сцену далеко назад, позволив Парижу вырваться в лидеры. «Меня всерьез волнует, как пройдут следующие несколько лет для нашего арт-рынка. Лондон был вторым после Нью-Йорка, но теперь он скатывается вниз», — считает Сэди Коулз, владелица галереи Sadie Coles HQ.

Она приводит весомые аргументы, говоря не только об отмене лондонской ярмарки Masterpiece, но и о сокращении числа иностранцев, подающих заявки на обучение в британские художественные колледжи. Все это, по ее мнению, свидетельствует о снижении привлекательности Великобритании как мирового арт-хаба. По словам Коулз, за пределами единого европейского рынка логистика сложнее и дороже. «Стоимость доставки значительно увеличилась, хотя во многом это связано и с ростом цен на топливо. Но самый большой удар — психологический. За пределами Великобритании складывается впечатление, что вести дела в нашей стране теперь труднее. Королевство больше не кажется таким привлекательным для бизнеса. Сократились поставки в аукционные дома, художникам из континентальной Европы стало сложнее отправлять сюда работы и делать здесь выставки».

Тристрам Хант, который вращался в высоких государственных кругах и покинул Вестминстер, чтобы возглавить Музей Виктории и Альберта (V&A), тоже сожалеет о том, что ось мира искусства сместилась и теперь проходит по другую сторону Ла-Манша. «Как музей, мы все еще пытаемся найти плюсы Brexit, — говорит он. — Важно, чтобы Лондон сохранил свой статус культурного и художественного центра мирового уровня с великолепными музеями и мощным арт-рынком. Это и создает развитый и богатый мегаполис. Конечно, мы видим огромную конкуренцию со стороны Парижа. Нам нужно решить, как реагировать на успех соперника конструктивно и неагрессивно».

В последние годы Великобритания была «избалована» министрами культуры: их было аж 13 с 2010 года. Дольше всего в этом кресле (с 2010 по 2016 год) продержался Эд Вейзи — сейчас лорд входит в совет попечителей Тейт. Он говорит: «Хорошо помню, как после Brexit посол Швейцарии сказал мне: „Добро пожаловать в Швейцарию!“, имея в виду, что в этой стране слабовато с современным искусством. А еще в прошлом году ходили слухи, что Париж спит и видит, как бы переманить Frieze London к себе из-за хлопот с доставкой работ в Лондон и обратно, не говоря уже о дороге на ярмарку, которая стала сложнее».

Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка. Фото: Linda Nylind/ Frieze
Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка.
Фото: Linda Nylind/ Frieze

Парадокс, но именно руководство лондонской ярмарки Frieze дало нам самую оптимистичную оценку жизни после Brexit. «В 2022 году доля иностранных участников Frieze London была не меньше, чем прежде: галереи из 37 стран. Мы не заметили массового исхода после Brexit, который предсказывали некоторые пессимисты», — резюмирует Саймон Фокс, исполнительный директор Frieze.

«Статистика показывает, что арт-рынок Великобритании по объемам продаж по-прежнему больше, чем арт-рынок всей Европы в целом», — добавляет он.

По словам Фокса, европейские галереи могут воспользоваться лазейкой, известной как процесс «временного допуска», который позволяет ввозить товар в Великобританию на короткий срок с полным или частичным освобождением от импортных пошлин.

Ставка НДС в размере 5%, которым облагаются ввозимые произведения искусства, привлекательна для покупателей в Великобритании — ведь это ниже, чем в странах ЕС. И существенно ниже в сравнении с теми 20%, которые британские клиенты отдавали до Brexit. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+