18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гнев, торг, отрицание: Brexit три года спустя

Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС. Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
Работа Аниша Капура «Brexit, Broxit, мы провалились» ясно излагает позицию художника по поводу решения Великобритании покинуть ЕС.
Фото: AnIsh Kapoor/DACS 2023
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Инсайдеры рассказывают о том, чего стоил британскому миру искусства выход страны из Евросоюза. Пока одни обеспокоены тем, что Лондон теряет позиции на мировом арт-рынке, другие находят в ситуации плюсы

Стало известно, что компания MCH Group, владеющая брендом Art Basel, отменила ярмарку искусства и антиквариата Masterpiece, которая должна была пройти в Лондоне с 28 июня по 5 июля. Вкупе с трехлетней годовщиной Brexit это событие побудило местное арт-сообщество проанализировать последствия выхода Великобритании из Евросоюза. Оценки инсайдеров, которые мы собрали, не так уж однозначны.

Непримиримее всех настроен один из ведущих британских художников Аниш Капур, который заявил: «Из-за этого события Великобритания стала страной второго сор­та». Он даже изобрел термин Broxit (от англ. broken — «сломанный»). На вопрос, куда катятся страна и арт-сообщество, он по электронной почте ответил: «К черту — вместе с Broxit».

Другие деятели арт-сообщества, с которыми мы побеседовали, тоже обеспокоены. Среди них распространено мнение, что Brexit отбросил лондонскую арт-сцену далеко назад, позволив Парижу вырваться в лидеры. «Меня всерьез волнует, как пройдут следующие несколько лет для нашего арт-рынка. Лондон был вторым после Нью-Йорка, но теперь он скатывается вниз», — считает Сэди Коулз, владелица галереи Sadie Coles HQ.

Она приводит весомые аргументы, говоря не только об отмене лондонской ярмарки Masterpiece, но и о сокращении числа иностранцев, подающих заявки на обучение в британские художественные колледжи. Все это, по ее мнению, свидетельствует о снижении привлекательности Великобритании как мирового арт-хаба. По словам Коулз, за пределами единого европейского рынка логистика сложнее и дороже. «Стоимость доставки значительно увеличилась, хотя во многом это связано и с ростом цен на топливо. Но самый большой удар — психологический. За пределами Великобритании складывается впечатление, что вести дела в нашей стране теперь труднее. Королевство больше не кажется таким привлекательным для бизнеса. Сократились поставки в аукционные дома, художникам из континентальной Европы стало сложнее отправлять сюда работы и делать здесь выставки».

Тристрам Хант, который вращался в высоких государственных кругах и покинул Вестминстер, чтобы возглавить Музей Виктории и Альберта (V&A), тоже сожалеет о том, что ось мира искусства сместилась и теперь проходит по другую сторону Ла-Манша. «Как музей, мы все еще пытаемся найти плюсы Brexit, — говорит он. — Важно, чтобы Лондон сохранил свой статус культурного и художественного центра мирового уровня с великолепными музеями и мощным арт-рынком. Это и создает развитый и богатый мегаполис. Конечно, мы видим огромную конкуренцию со стороны Парижа. Нам нужно решить, как реагировать на успех соперника конструктивно и неагрессивно».

В последние годы Великобритания была «избалована» министрами культуры: их было аж 13 с 2010 года. Дольше всего в этом кресле (с 2010 по 2016 год) продержался Эд Вейзи — сейчас лорд входит в совет попечителей Тейт. Он говорит: «Хорошо помню, как после Brexit посол Швейцарии сказал мне: „Добро пожаловать в Швейцарию!“, имея в виду, что в этой стране слабовато с современным искусством. А еще в прошлом году ходили слухи, что Париж спит и видит, как бы переманить Frieze London к себе из-за хлопот с доставкой работ в Лондон и обратно, не говоря уже о дороге на ярмарку, которая стала сложнее».

Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка. Фото: Linda Nylind/ Frieze
Международное участие в прошлогодней выставке Frieze London было “таким же сильным, как и прежде”, говорит исполнительный директор ярмарки, который позитивно оценивает перспективы британского арт-рынка.
Фото: Linda Nylind/ Frieze

Парадокс, но именно руководство лондонской ярмарки Frieze дало нам самую оптимистичную оценку жизни после Brexit. «В 2022 году доля иностранных участников Frieze London была не меньше, чем прежде: галереи из 37 стран. Мы не заметили массового исхода после Brexit, который предсказывали некоторые пессимисты», — резюмирует Саймон Фокс, исполнительный директор Frieze.

«Статистика показывает, что арт-рынок Великобритании по объемам продаж по-прежнему больше, чем арт-рынок всей Европы в целом», — добавляет он.

По словам Фокса, европейские галереи могут воспользоваться лазейкой, известной как процесс «временного допуска», который позволяет ввозить товар в Великобританию на короткий срок с полным или частичным освобождением от импортных пошлин.

Ставка НДС в размере 5%, которым облагаются ввозимые произведения искусства, привлекательна для покупателей в Великобритании — ведь это ниже, чем в странах ЕС. И существенно ниже в сравнении с теми 20%, которые британские клиенты отдавали до Brexit. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+