18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русские выводы из французского импрессионизма

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

На выставке «После импрессионизма» в Пушкинском музее проследили этапы рождения авангардного искусства, сопоставив произведения русской живописи второй половины XIX — начала ХХ века с шедеврами французской живописи от импрессионизма до кубизма

Выставка «После импрессионизма» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет диалог русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления модернизма и авангарда.

Экспозиция включает работы таких художников, как Винсент ван Гог, Поль Гоген, Клод Моне, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Валентин Серов и другие. Она подготовлена в партнерстве с Третьяковской галереей и при участии Эрмитажа и Русского музея. Произведения русских и зарубежных художников на выставку предоставили также музеи Архангельска, Нижнего Новгорода, Омска, Рязани, Самары, Серпухова, Смоленска, Тулы и многих других городов России.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Концепция восходит к 2019 году, когда появилась идея подготовить выставочный проект совместно с лондонской Национальной галереей, посвященный развитию искусства в Европе на рубеже XIX–ХХ веков начиная с 1886 года, когда состоялась последняя выставка импрессионистов в Париже, и примерно до 1914 года, когда Первая мировая война прервала международный культурный обмен.

Прославляя Париж как интернациональную художественную столицу, выставка «После импрессионизма. Изобретение современного искусства» была призвана представить важный вклад в формирование модернизма и других художественных центров: Барселоны, Берлина, Брюсселя, Вены, Москвы. В 2022 году участие России в этом международном проекте стало невозможным, и 25 марта выставка открылась в Лондоне без российского представительства.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Пушкинском музее приняли решение модифицировать замысел, сохранив первоначальное название «После импрессионизма», но скорректировать проблематику, о которой теперь говорит подзаголовок «Русская живопись в диалоге с новым искусством Запада», раскрывающий идею выставки. Собственный проект ГМИИ имени Пушкина, кураторскую группу которого возглавляет заместитель директора по научной работе Илья Доронченков, предлагает новый взгляд на историю русского искусства и рассказывает о том, как русские художники, знакомясь с искусством Франции, перешли от подражания к свободному творческому мышлению, которое в итоге привело к завоеваниям отечественного авангарда.

На трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки, в залах, где в хронологической последовательности разворачивается история европейской — в первую очередь французской — живописи, в постоянную экспозицию осуществлены весьма внушительные интервенции русского искусства.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это произведения отечественных художников, либо связанные с их западным опытом, либо явившиеся результатом их диалога с новыми художественными явлениями Запада. В отличие от лондонской экспозиции, хронологические рамки московской выставки расширены за счет предыстории: в зале 1860-х годов бок о бок с работами Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи и «барбизонцев» представлены картины Василия Перова, который провел в Париже около полутора лет в качестве пенсионера Академии художеств и написал серию сцен уличной жизни.

В этом же разделе можно обнаружить произведения Ильи Репина и некоторых других русских художников, которые в очень важный период своего становления жили в Париже и, разумеется, видели произведения их французских современников. Далее следует рассказ о том, как живопись импрессионизма своеобразно и неоднозначно прививается на русской почве. Зал за залом разворачивается этот диалог между Валентином Серовым и Жюлем Бастьен-Лепажем, Виктором Борисовым-Мусатовым и Пьером Пюви де Шаванном, между русскими и европейскими пленэристами, произведениями французских пуантилистов и ранними опытами Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Роберта Фалька

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главным же сюжетом стал диалог русского авангарда с европейским модернизмом, в первую очередь с французским искусством. Ключевую роль в этом процессе сыграли визионерские коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, а также усилия и проекты Сергея Дягилева, направленные на преодоление изоляционизма и провинциальности русской живописи, превращение русского искусства в искусство международное.

Один из ярких примеров такого диалога — свое­образная интерпретация творчества Пабло Пикассо в нашей стране, не имеющая аналогов в других культурах. Русские писатели и философы воспринимали его произведения как символ тотальной катастрофы культуры. Также интересно, как выстраивался диалог русских художников с кубизмом; такие авангардисты, как Владимир Татлин и Ольга Розанова, сделали радикальные выводы из этого искусства и преобразовали его в своем творчестве.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Концентрация именно на французской живописи в экспозиции не только обусловлена особенностями отечественных музейных собраний, но и закономерна, поскольку современная живопись, как мы ее понимаем, основана на французских традициях. Однако на выставке представлены не только французские художники, но и другие европейские мастера.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«После импрессионизма»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+