18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Русские выводы из французского импрессионизма

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

На выставке «После импрессионизма» в Пушкинском музее проследили этапы рождения авангардного искусства, сопоставив произведения русской живописи второй половины XIX — начала ХХ века с шедеврами французской живописи от импрессионизма до кубизма

Выставка «После импрессионизма» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет диалог русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления модернизма и авангарда.

Экспозиция включает работы таких художников, как Винсент ван Гог, Поль Гоген, Клод Моне, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Жорж Сёра, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Валентин Серов и другие. Она подготовлена в партнерстве с Третьяковской галереей и при участии Эрмитажа и Русского музея. Произведения русских и зарубежных художников на выставку предоставили также музеи Архангельска, Нижнего Новгорода, Омска, Рязани, Самары, Серпухова, Смоленска, Тулы и многих других городов России.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Концепция восходит к 2019 году, когда появилась идея подготовить выставочный проект совместно с лондонской Национальной галереей, посвященный развитию искусства в Европе на рубеже XIX–ХХ веков начиная с 1886 года, когда состоялась последняя выставка импрессионистов в Париже, и примерно до 1914 года, когда Первая мировая война прервала международный культурный обмен.

Прославляя Париж как интернациональную художественную столицу, выставка «После импрессионизма. Изобретение современного искусства» была призвана представить важный вклад в формирование модернизма и других художественных центров: Барселоны, Берлина, Брюсселя, Вены, Москвы. В 2022 году участие России в этом международном проекте стало невозможным, и 25 марта выставка открылась в Лондоне без российского представительства.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Пушкинском музее приняли решение модифицировать замысел, сохранив первоначальное название «После импрессионизма», но скорректировать проблематику, о которой теперь говорит подзаголовок «Русская живопись в диалоге с новым искусством Запада», раскрывающий идею выставки. Собственный проект ГМИИ имени Пушкина, кураторскую группу которого возглавляет заместитель директора по научной работе Илья Доронченков, предлагает новый взгляд на историю русского искусства и рассказывает о том, как русские художники, знакомясь с искусством Франции, перешли от подражания к свободному творческому мышлению, которое в итоге привело к завоеваниям отечественного авангарда.

На трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки, в залах, где в хронологической последовательности разворачивается история европейской — в первую очередь французской — живописи, в постоянную экспозицию осуществлены весьма внушительные интервенции русского искусства.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Это произведения отечественных художников, либо связанные с их западным опытом, либо явившиеся результатом их диалога с новыми художественными явлениями Запада. В отличие от лондонской экспозиции, хронологические рамки московской выставки расширены за счет предыстории: в зале 1860-х годов бок о бок с работами Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи и «барбизонцев» представлены картины Василия Перова, который провел в Париже около полутора лет в качестве пенсионера Академии художеств и написал серию сцен уличной жизни.

В этом же разделе можно обнаружить произведения Ильи Репина и некоторых других русских художников, которые в очень важный период своего становления жили в Париже и, разумеется, видели произведения их французских современников. Далее следует рассказ о том, как живопись импрессионизма своеобразно и неоднозначно прививается на русской почве. Зал за залом разворачивается этот диалог между Валентином Серовым и Жюлем Бастьен-Лепажем, Виктором Борисовым-Мусатовым и Пьером Пюви де Шаванном, между русскими и европейскими пленэристами, произведениями французских пуантилистов и ранними опытами Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Роберта Фалька

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Главным же сюжетом стал диалог русского авангарда с европейским модернизмом, в первую очередь с французским искусством. Ключевую роль в этом процессе сыграли визионерские коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, а также усилия и проекты Сергея Дягилева, направленные на преодоление изоляционизма и провинциальности русской живописи, превращение русского искусства в искусство международное.

Один из ярких примеров такого диалога — свое­образная интерпретация творчества Пабло Пикассо в нашей стране, не имеющая аналогов в других культурах. Русские писатели и философы воспринимали его произведения как символ тотальной катастрофы культуры. Также интересно, как выстраивался диалог русских художников с кубизмом; такие авангардисты, как Владимир Татлин и Ольга Розанова, сделали радикальные выводы из этого искусства и преобразовали его в своем творчестве.

Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка «После импрессионизма» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Концентрация именно на французской живописи в экспозиции не только обусловлена особенностями отечественных музейных собраний, но и закономерна, поскольку современная живопись, как мы ее понимаем, основана на французских традициях. Однако на выставке представлены не только французские художники, но и другие европейские мастера.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«После импрессионизма»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+