18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Научный, а не мифологический взгляд на Кносский дворец царя Миноса

Сосуд для духов в форме птицы. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
Сосуд для духов в форме птицы.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка рассказывает об истории открытия и исследования минойской цивилизации с ее мифом о Минотавре и лабиринте. Экспозиция основана на архивах Артура Эванса, который прославился как инициатор и руководитель раскопок на Крите на рубеже XIX–XX веков

Экспозиция в Музее Ашмола рассказывает о раскопках, проведенных 100 лет назад его бывшим хранителем, и о том, как они способствовали популяризации минойской культуры с ее мифами о Минотавре и лабиринте. В основу выставки легли архивы бывшего ученого хранителя оксфордского музея Артура Эванса, прославившегося благодаря раскопкам на Крите, которые велись под его руководством на рубеже XIX–XX веков.

Эванс в первую очередь известен как первооткрыватель и популяризатор минойской культуры — цивилизации бронзового века, следы которой он обнаружил во время раскопок на месте древнего города Кносс, где, по его мнению, мог находиться лабиринт с мифологическим чудовищем Минотавром. В экспозицию вошли некоторые из самых знаменитых находок Эванса, в том числе такие образцы тонкой резьбы по камню, датируемые приблизительно 1500 годом до н.э., как сосуды в форме морских раковин или с рельефами осьминогов. Многие экспонаты выставляются в Великобритании впервые; они показаны в сопровождении полевых дневников и рисунков Эванса, а также предметов, приобретенных им для Музея Ашмола.

Голова зевса. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
Голова зевса.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

По словам Эндрю Шапланда, куратора отдела бронзового века и классической Греции в Музее Ашмола, Артур Эванс поддерживал стремление Крита добиться независимости от Османской империи и действовал менее спорными методами, чем лорд Элгин, вывезший в Британский музей фризы с Акрополя. «Он дальновидно приобрел интересовавший его участок земли и дал обещание не вести на нем раскопки, пока Крит не станет независимым, — рассказывает Шапланд. — А его находки свидетельствовали о существовании на Крите развитой древней цивилизации, связанной с Грецией».

Фигура богини с поднятыми руками. Крит. 1375–1300 гг. до н.э. Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum
Фигура богини с поднятыми руками. Крит. 1375–1300 гг. до н.э.
Фото: Hellenic Ministry of Culture and Sports, General Directorate of Antiquities and Cultural Heritage/Heraklion Archaeological Museum

Куратор уточняет, что Эванс соблюдал установленные властями Крита правила вывоза предметов старины, позволявшие отправлять в Музей Ашмола только «дубликаты», и с готовностью признает, что саму территорию Кносса нашел не Эванс, эта заслуга принадлежит местному археологу Миносу Калокериносу. Он также добавляет, что новое поколение археологов продолжает регулярно находить древние артефакты. «Мы стараемся связать разные аспекты этих раскопок: знаменитые находки, оставшиеся на Крите, и архив, который хранится у нас здесь, — говорит Шапланд. — Мы показываем, что это продолжающаяся история».

Музей Ашмола
«Лабиринт. Кносс, миф и реальность»
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+