18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Забытая, но важная лестница в мир Уильяма Хогарта

Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон. Фото: Barts Heritage
Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон.
Фото: Barts Heritage
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Живописные композиции, которыми знаменитый художник украсил стены лестницы в одной из самых старых больниц Лондона, отреставрируют в рамках проекта, приуроченного к 900-летию госпиталя Святого Варфоломея

Благодаря реставрации северного крыла Госпиталя Святого Варфоломея в лондонском Ист-Энде широкая публика скоро получит доступ к одному из самых значительных, но почти неизвестных проектов Уильяма Хогарта (1697–1764). Его композиции «Исцеление расслабленного при Овчей купели» и «Добрый самаритянин», созданные в 1735–1737 годах, украшают лестничную клетку в здании, имеющем статус объекта культурно-исторического наследия. Эти произведения отреставрируют к 900-летию больницы.

«На протяжении десятилетий здание медленно приходило в упадок, и доступ публики в него был существенно ограничен. Здесь есть небольшой музей, но регулярный доступ к лестнице Хогарта и смежному с ней залу не организован», — рассказывает Уилл Пейлин, возглавляющий благотворительный фонд Barts Heritage («Наследие Госпиталя Святого Варфоломея»). Теперь его организация запускает «новаторскую программу мероприятий на стыке тематики исторического наследия и медицины». Проект, получивший название Sharing Historic Barts, был разработан совместно с персоналом больницы, а также с пациентами, посетителями и различными партнерами из сферы культуры.

По словам Пейлина, перед организаторами стояла цель собрать £9,5 млн, и она почти достигнута. Значительный вклад внес Фонд лотереи «Культурное наследие», выделивший грант в размере £4,9 млн.

Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон. Фото: Barts Heritage
Лестница северного крыла госпиталя Святого Варфоломея. Ист-Энд, Лондон.
Фото: Barts Heritage

«Реконструкция лестницы Хогарта — включая как реставрацию картин и самой конструкции, так и установку климат-контроля и нового освещения — должна обойтись приблизительно в £400 тыс. Финансирование этой части проекта обеспечат Фонд лотереи „Культурное наследие“ и Фонд Вольфсона, — объясняет Пейлин. — Благодаря нашему проекту лестница впервые станет доступна для регулярных посещений — как в ходе реставрационных работ, когда будут проводиться специальные тематические экскурсии, так и впоследствии: с 2025 года лестница и большой зал будут открываться для публики в определенные дни с новыми экскурсиями и богатой программой культурных и прочих событий».

Уильям Хогарт родился в 1697 году на Бартоломью-Клоуз, совсем рядом с гос­питалем. Узнав, что расписывать парадную лестницу здания пригласили итальянского художника Якопо Аминьони, он возмутился и предложил выполнить эту работу бесплатно. Результатом стали картины «Исцеление расслабленного при Овчей купели» и «Добрый самаритянин» на библейские сюжеты. Высота некоторых фигур здесь превышает 2 м. Это первые работы в жанре исторической живописи, которые написал Хогарт, снискавший популярность прежде всего изображениями хмельного, разгульного Лондона XVIII века.

«Эти работы не похожи на то, чего обычно ждешь от Хогарта. Он объединяет очень разные вещи в одной картине. Например, в „Исцелении расслабленного при Овчей купели“ — возвышенный стиль исторической живописи, в частности в фигуре Христа, и свой фирменный стиль наблюдателя. Высокое и низкое соединяются в одной композиции», — говорит Жаклин Райдинг, автор книги «Хогарт. Жизнь и карьера».

Композиция «Исцелении расслабленного при Овчей купели», украшающая стену лестницы госпиталя Святого Варфоломея. Фото: Barts Heritage
Композиция «Исцелении расслабленного при Овчей купели», украшающая стену лестницы госпиталя Святого Варфоломея.
Фото: Barts Heritage

«В этих работах видны замысел и мастерство, — продолжает Райдинг. — Принципиально важно, что зрителю нужно пройти через эти картины, поднимаясь по лестнице; они раскрываются постепенно, как театральные декорации. Вероятно, художник частично написал их заранее в одной из больших мастерских в Ковент-Гарден — возможно, в той, что принадлежала его близкому другу Джорджу Ламберту. Благодаря финансированию и реставрации картины теперь получат более широкую известность».

Тем временем иллюстратор Адам Дант, которого иногда называют «Хогартом нашего времени», по специальному заказу в честь юбилея Госпиталя Святого Варфоломея создал работу под названием «Бартс: 900 лет в 900 историях», которая будет экспонироваться в северном крыле здания. Дант тщательно изучил больничные архивы в поисках новых подробностей, связанных с историей этого места; он также обратился к общественности с призывом делиться собственными историями о госпитале Святого Варфоломея.

«Результатом стал панорамный архитектурный рисунок больницы и окружающей ее территории, где происходят самые разные события, — рассказывает Дант. — Сцены из жизни гос­питаля показаны рядом со случаями из истории квартала, где также располагаются мясной рынок Митфилд, суд Олд-Бейли, тюрьма Ньюгейт, школа при Госпитале Христа, многочисленные забегаловки, дома с привидениями и шумные таверны». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+