18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Самые дорогостоящие карты-раскраски Елизаветинской эпохи

Профессор Доминик Тведдл, генеральный директор Национального музея Королевского военно-морского флота, рассматривает одну из "Карт Армады" на исторической верфи Портсмута. 2021. Фото: Legion Media
Профессор Доминик Тведдл, генеральный директор Национального музея Королевского военно-морского флота, рассматривает одну из "Карт Армады" на исторической верфи Портсмута. 2021.
Фото: Legion Media
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Анализ старинных батальных карт, на которых изображены стычки британского флота с испанской Непобедимой армадой, показал, что красные чернила на этих памятниках были добавлены спустя столетия. Что не отменило их исторической ценности

Реставрация уникальной подборки рукописных карт XVI века, представляющих собой одно из самых ранних описаний провалившегося вторжения испанской Непобедимой армады в Англию, обнаружила, что эти важнейшие исторические документы, выполненные черными чернилами на бумаге высочайшего качества, претерпели вмешательство в конце XIX века. Скорее всего, их посчитали недостаточно привлекательными для продажи. Аккуратная красная штриховка, убедительно маскируемая под старину, была добавлена либо перед аукционом, либо уже стараниями книгопродавца, который приобрел их на торгах и затем перепродал семье Астор с солидной наценкой.

В минувшем году фонд наследия Асторов почти продал карты американскому коллекционеру, но правительство Великобритании наложило на их вывоз запрет, мотивировав его исторической ценностью объектов. Доминик Твиддл, директор Национального музея Королевского флота в Портс­муте, прочитал о конфликте за завтраком и выкупил этот архив, всего за два месяца собрав через благотворительные фонды £600 тыс.

Летом 1588 года угроза испанского вторжения силами 138 военных кораблей Армады вызвала панику на островах, однако низкобортные английские корабли оказались быстрее и маневреннее испанских. Карты изображают серию прибрежных боев, произошедших еще до того, как осенние штормы разметали Армаду; десятки ее кораблей потерпели крушение у шотландских и ирландских берегов по пути домой.

Карты, вне всяких сомнений составленные на основе рассказов очевидцев, были созданы, вероятно, по заказу лорд-адмирала Говарда Эффингемского, но его версия событий учитывала уже опубликованную ранее серию гравюр, созданных придворным картографом Робертом Адамсом и гравером Огустином Райтером — в Британском музее хранится полный набор ее оттисков.

Уникальная подборка рукописных карт XVI века -  одно из самых ранних описаний провалившегося вторжения испанской Непобедимой армады в Англию. Фото: Royal Navy
Уникальная подборка рукописных карт XVI века - одно из самых ранних описаний провалившегося вторжения испанской Непобедимой армады в Англию.
Фото: Royal Navy

Состояние карт в целом хорошее, но на одной из них заметны следы устраненного поражения плесенью и водой. Объект пострадал в результате наводнения в 1960-е годы, когда эти документы хранились в замке Хивер в Кенте. Для обследования и оценки их нынешнего состояния музей отправил всю подборку в Национальный архив в Лондоне.

Неинвазивное обследование, в том числе при помощи рентгенофлуоресцентной спектроскопии, обнаружило на бумаге фламандские водяные знаки, наличие которых, наряду с несколькими маргиналиями, свидетельствует о том, что создатель карт, по всей вероятности, работал в Лондоне во времена, когда фламандцы считались лучшими картографами Европы. Несмотря на легкое выцветание и износ бумаги, железо-галловые чернила XVI века сохранились очень неплохо.

А вот исследование красных чернил принесло сюрприз. Оказалось, что чернила такого состава использовались лишь в конце XIX века. «Единственный возможный вывод заключается в том, что оригинальная версия карт была черно-белой», — говорит глава отдела реставрации в Национальном архиве Натали Браун. Это открытие может иметь значение для сотен старинных карт из собственного собрания институции.

Куратор Национального музея флота Аннабель Кэмерон рассказывает, что документов, свидетельствующих о первоначальной судьбе карт, не сохранилось, однако известно, что в начале XIX века они находились в собственности Роджера Уилбрэма, коллекционера и члена парламента, который, возможно, получил их по наследству, и экспонировались в Британской библиотеке в 1828 году. Владелец книготорговой фирмы J. Pearson and Co приобрел карты на аукционе Sotheby’s в 1899 году, а в 1903-м перепродал их Уильяму Валдорфу Астору. Судя по всему, кто-то из них и добавил красные чернила, чтобы сделать карты более привлекательным товаром — что, по словам Браун, было обычной практикой того времени. Это действительно помогло увеличить цену: Пирсон заплатил за подборку £30, а продал ее за £90. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+