18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Самые дорогостоящие карты-раскраски Елизаветинской эпохи

Профессор Доминик Тведдл, генеральный директор Национального музея Королевского военно-морского флота, рассматривает одну из "Карт Армады" на исторической верфи Портсмута. 2021. Фото: Legion Media
Профессор Доминик Тведдл, генеральный директор Национального музея Королевского военно-морского флота, рассматривает одну из "Карт Армады" на исторической верфи Портсмута. 2021.
Фото: Legion Media
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Анализ старинных батальных карт, на которых изображены стычки британского флота с испанской Непобедимой армадой, показал, что красные чернила на этих памятниках были добавлены спустя столетия. Что не отменило их исторической ценности

Реставрация уникальной подборки рукописных карт XVI века, представляющих собой одно из самых ранних описаний провалившегося вторжения испанской Непобедимой армады в Англию, обнаружила, что эти важнейшие исторические документы, выполненные черными чернилами на бумаге высочайшего качества, претерпели вмешательство в конце XIX века. Скорее всего, их посчитали недостаточно привлекательными для продажи. Аккуратная красная штриховка, убедительно маскируемая под старину, была добавлена либо перед аукционом, либо уже стараниями книгопродавца, который приобрел их на торгах и затем перепродал семье Астор с солидной наценкой.

В минувшем году фонд наследия Асторов почти продал карты американскому коллекционеру, но правительство Великобритании наложило на их вывоз запрет, мотивировав его исторической ценностью объектов. Доминик Твиддл, директор Национального музея Королевского флота в Портс­муте, прочитал о конфликте за завтраком и выкупил этот архив, всего за два месяца собрав через благотворительные фонды £600 тыс.

Летом 1588 года угроза испанского вторжения силами 138 военных кораблей Армады вызвала панику на островах, однако низкобортные английские корабли оказались быстрее и маневреннее испанских. Карты изображают серию прибрежных боев, произошедших еще до того, как осенние штормы разметали Армаду; десятки ее кораблей потерпели крушение у шотландских и ирландских берегов по пути домой.

Карты, вне всяких сомнений составленные на основе рассказов очевидцев, были созданы, вероятно, по заказу лорд-адмирала Говарда Эффингемского, но его версия событий учитывала уже опубликованную ранее серию гравюр, созданных придворным картографом Робертом Адамсом и гравером Огустином Райтером — в Британском музее хранится полный набор ее оттисков.

Уникальная подборка рукописных карт XVI века -  одно из самых ранних описаний провалившегося вторжения испанской Непобедимой армады в Англию. Фото: Royal Navy
Уникальная подборка рукописных карт XVI века - одно из самых ранних описаний провалившегося вторжения испанской Непобедимой армады в Англию.
Фото: Royal Navy

Состояние карт в целом хорошее, но на одной из них заметны следы устраненного поражения плесенью и водой. Объект пострадал в результате наводнения в 1960-е годы, когда эти документы хранились в замке Хивер в Кенте. Для обследования и оценки их нынешнего состояния музей отправил всю подборку в Национальный архив в Лондоне.

Неинвазивное обследование, в том числе при помощи рентгенофлуоресцентной спектроскопии, обнаружило на бумаге фламандские водяные знаки, наличие которых, наряду с несколькими маргиналиями, свидетельствует о том, что создатель карт, по всей вероятности, работал в Лондоне во времена, когда фламандцы считались лучшими картографами Европы. Несмотря на легкое выцветание и износ бумаги, железо-галловые чернила XVI века сохранились очень неплохо.

А вот исследование красных чернил принесло сюрприз. Оказалось, что чернила такого состава использовались лишь в конце XIX века. «Единственный возможный вывод заключается в том, что оригинальная версия карт была черно-белой», — говорит глава отдела реставрации в Национальном архиве Натали Браун. Это открытие может иметь значение для сотен старинных карт из собственного собрания институции.

Куратор Национального музея флота Аннабель Кэмерон рассказывает, что документов, свидетельствующих о первоначальной судьбе карт, не сохранилось, однако известно, что в начале XIX века они находились в собственности Роджера Уилбрэма, коллекционера и члена парламента, который, возможно, получил их по наследству, и экспонировались в Британской библиотеке в 1828 году. Владелец книготорговой фирмы J. Pearson and Co приобрел карты на аукционе Sotheby’s в 1899 году, а в 1903-м перепродал их Уильяму Валдорфу Астору. Судя по всему, кто-то из них и добавил красные чернила, чтобы сделать карты более привлекательным товаром — что, по словам Браун, было обычной практикой того времени. Это действительно помогло увеличить цену: Пирсон заплатил за подборку £30, а продал ее за £90. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+