18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Картина Поллока попала в криминальные сводки

Джексон Поллок. Фото: American Art-Smithsonian Institution
Джексон Поллок.
Фото: American Art-Smithsonian Institution
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Неизвестное полотно, на обороте которого содержится дарственная надпись американской актрисе, было конфисковано у контрабандистов во время рейда

Неизвестная ранее картина Джексона Поллока — пионера и лидера абстрактного экспрессионизма — была конфискована в Софии во время рейда против участников организованной преступной группировки, занимавшейся незаконным сбытом произведений искусства. По словам экспертов, которых цитирует Болгарское национальное радио (БНР), картина датируется 1949 годом и ее стоимость может достигать €50 млн. Описание или фотография произведения пока не обнародованы, но, по заявлению прокуратуры, оно не было каталогизировано и не числилось в списке пропавших.

Согласно БНР, картина была обнаружена во время совместной болгарско-греческой силовой операции, направленной против организованной преступности и скоординированной Европолом. Аналогичные рейды прошли в Афинах и на Крите. Трое граждан Греции и один подданный Болгарии были арестованы. Во время операции обнаружили еще пять работ, по свидетельству БНР, «выдающихся художников».

Как сообщает болгарское новостное агентство Novinite, приписываемое Поллоку полотно было передано специалистам из Национальной художественной галереи Болгарии. «К большой радости, нам удалось установить и сохранить эту картину, и на данный момент экспертиза показывает, что это оригинал», — заявил генеральный секретарь Министерства внутренних дел Болгарии Петар Тодоров.

По словам Десиславы Петровой, заместителя прокурора Софии, выступившей на пресс-конференции 22 марта, на оборотной стороне холста содержится посвящение американской актрисе Лорен Бэколл, оставленное, вероятно, самим Поллоком. «Посвящается моему талантливому и дорогому другу Лорен Бэколл в день рождения», — гласит надпись, датированная 16 сентября 1949 года, в день 25-летия актрисы. Голливудская кинодива Бэколл была известна как коллекционер искусства и драгоценных украшений. В 2015 году, спустя год после ее кончины, собранная ею коллекция ушла с молотка за $3,6 млн на аукционе Bonhams в Нью-Йорке. Собрание включало, в частности, бронзовую скульптуру Генри Мура и цветную литографию Дэвида Хокни. Работы Поллока тогда не были выставлены на продажу.

Джексон Поллок за работой в своей студии. Фото:  Pollock-Krasner Foundation
Джексон Поллок за работой в своей студии.
Фото: Pollock-Krasner Foundation

К слову, самой дорогостоящей картиной Поллока, когда-либо выставлявшейся на аукционные торги, была «Номер 17, 1951» (1951), принесшая $53 млн ($61,2 млн с налогами) на первом из двух, назначенных судом, аукционов коллекции Линды и Гарри Маклоу в ноябре 2021 года. А в мае прошлого года абстракция Поллока «Номер 31» (1949) — созданная в том же году, что и приписываемая ему картина, найденная в Болгарии, — была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $47 млн ($54,2 млн с налогами).

Криминальная история с картиной Поллока стала кульминацией череды событий, в которых фигурируют найденные случайным образом произведения искусства. Последние месяцы запомнились уже несколькими такими новостями, пусть и без преступной подоплеки. Так, одна французская семья, пожелавшая сохранить анонимность, пригласила эксперта для оценки картины, которая годами висела у них в доме. Шок испытали и они сами, и приглашенный оценщик, когда выяснилось, что «ничего не стоящая копия Питера Брейгеля Младшего» в действительности оригинал, за который можно выручить до €800 тыс. Телешоу на BBC, в котором эксперты оценивают антиквариат, привезенный им жителями разных уголков Великобритании, позволило выявить в невыразительном пастельном пейзаже раннюю работу Дэвида Хокни. В ней едва ли узнается характерный стиль автора «Большого всплеска», но тем не менее она кое-чего стоит — порядка $36 тыс. Наконец, житель города Йорк (Великобритания) в ходе ремонта на кухне обнаружил настенные росписи, датируемые ориентировочно 1660 годом. Хотя росписи могут иметь национальное значение, средства на их консервацию пока не выделены, и нашедший поступил просто — спрятал их от солнечных лучей под распечатанными копиями.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+