18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В топ-10 мирового рейтинга посещаемости музеев из российских — только Эрмитаж

Государственный Эрмитаж. Дворцовая площадь. Фото: Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж. Дворцовая площадь.
Фото: Государственный Эрмитаж

Лувр сохранил лидерство, Ватикан приподнялся, китайцев не успели посчитать. У всех значимых институций посещаемость выросла, но уровень допандемийного 2019 года для многих пока недостижим

Международное издание The Art Newspaper опубликовало мировой рейтинг музейной посещаемости за 2022 год. В нем в порядке убывания числа визитеров расставлены 150 культурных институций со всей планеты — правда, как и год назад, без учета Китая. Власти КНР не раскрывают цифры годовой посещаемости государственных музеев до следующего мая (нынешнее исключение — музей М+ в Гонконге, оказавшийся на 18-м месте с 2,034 млн посетителей), так что коррективы в международный рейтинг можно внести лишь задним числом.

В частности, если бы китайская статистика учитывалась в прошлогоднем рейтинге, то на первом месте оказался бы вовсе не Лувр, а Музей провинции Гуандун в городе Гуанчжоу. Тем не менее, и тогда, и сейчас возглавляет список самых посещаемых музеев мира именно парижский Лувр — с 7,726 млн посетителей в 2022 году. Следом идут Музеи Ватикана, поднявшиеся на вторую позицию с прежнего восьмого места (5,080 млн). Ниже — две лондонские институции: Британский музей (третье место, 4,097 млн посетителей) и Тейт Модерн (четвертое место, 3,883 млн). Список лидеров продолжают Национальный музей Кореи в Сеуле (пятое место, 3,411 млн), парижский Музей Орсе (шестое место, 3,270 млн), две подряд американские сокровищницы — Вашингтонская национальная галерея искусств (седьмое место, 3,256 млн) и Метрополитен-музей в Нью-Йорке (восьмое место, 3,208 млн), затем — вновь Париж, теперь уже представленный Центром Помпиду (девятое место, 3,009 млн). Замыкает топ-10 Государственный Эрмитаж из Санкт-Петербурга с показателем в 2,812 млн посетителей.

Топ-20 самых посещаемых музеев в мире – 2022. Фото: The Art Newspaper
Топ-20 самых посещаемых музеев в мире – 2022.
Фото: The Art Newspaper

Все эти музеи — не случайные гости на вершинах мирового рейтинга посещаемости. Хотя год от года позиции варьируются, иногда происходят скачки вверх или вниз, образуются причудливые комбинации. Например, предыдущий рейтинг, посвященный результатам 2021 года, принес сенсационный результат: тогда в топ-10 вошли сразу четыре музея из России. Повторить этот успех не удалось. Эрмитаж остался в десятке, но опустился на четыре пункта; Государственный Русский музей со второго места откатился на 12-е (2,651 млн посетителей); Третьяковская галерея теперь вместо девятого места обосновалась на 20-м (1,910 млн). А «бронзовый призер» прошлого рейтинга — московский Мультимедиа Арт Музей — в заочном соревновании на сей раз не участвовал вовсе, поскольку здание на Остоженке с сентября 2022 года закрыто на ремонт. К слову, отсутствует в нынешнем списке и Музей современного искусства «Гараж», ранее занимавший 71-ю строчку в мировом рейтинге: институция уже больше года не ведет выставочной деятельности.

Добавим, что в «большом списке» из 150 институций присутствуют, хотя и подрастеряв прошлогодние позиции, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (42-е место, 1,225 млн), Музеи Московского Кремля (64-е место, 861 тыс.), Центр современного искусства «Винзавод» (72-е место, 780 тыс.) и петербургский Музей Фаберже (121-е место, 510 тыс.).

При анализе общих результатов рейтинга можно учитывать разные факторы и принимать во внимание те или иные сравнительные рубежи, но The Art Newspaper полагает, что в глобальном масштабе важнее всего сопоставлять цифры посещаемости музеев с учетом периода пандемии COVID-19. Поэтому в итоговой таблице показатели 2022 года сравниваются не только с 2021-м, но и с 2019-м, последним допандемийным. Если в первом случае зафиксирован повсеместный рост, иногда очень значительный, то сопоставление с результатами трехлетней давности выглядит далеко не столь утешительным. О том, что полного восстановления музейной экономики пока не произошло, косвенно говорит и суммирующая статистика. Подсчеты составителей рейтинга показывают, что в 2022 году людей, приобретавших билеты в музеи из списка топ-100, набралось 141 млн. Это гораздо больше, чем было и в 2021-м, и в 2020-м, но почти на 90 млн меньше, чем в 2019-м.

Полная версия ежегодного рейтинга посещаемости российских и мировых музеев будет опубликована в одном из следующих номеров The Art Newspaper Russia и на сайте газеты.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+