18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Перевернутый мир панк-культуры показывают на «Винзаводе»

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Выставка, посвященная творчеству группы «Король и Шут» и феномену панка в России и за рубежом, задумывалась как блокбастер и создана звездной командой

Выставка, которая заняла два самых больших пространства на «Винзаводе» — Цех белого и Цех красного, обязана стать блокбастером. Ее сделала студия Planet 9: архитектор и продюсер Агния Стерлигова (на ее счету выставки «Альбрехт Дюрер» в ГИМ, «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» в Кремле, «Ненавсегда» в ГТГ и многие другие) и гений промоушена Александр Кармаев, автор и организатор успешных выставок «Виктор Цой» и «Балабанов». К организации привлекли искусствоведа Василия Успенского (сокуратора эпохальной выставки «Линия Рафаэля» в Эрмитаже), музыкального критика и радиоведущего Бориса Барабанова, антрополога и исследователя фольклора Никиту Петрова (соорганизатора выставки «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в ГТГ), музыкального продюсера Игоря Гудкова.

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

«Король и Шут», или сокращенно «КиШ», — хоррор-панк-группа из Санкт-Петербурга. Образованная в 1988 году, в разное время она имела разный состав, но ее признанными лидерами считаются Михаил Горшенёв (a.k.a. Горшок) и Андрей Князев (a.k.a. Князь). «КиШ» продолжили традицию мирового панка по части антуража (нечесаные парни во всем рваном и черном) и поведения (алкоголь, наркотики, драки, скандалы), но, в отличие от, скажем, классического английского панка — группы Sex Pistols, воплощали не столько социальный протест, сколько эстетику фэнтези, интерпретировали русский фольклор, пели о вурдалаках и ведьмах. Если фронтмен Sex Pistols Сид Вишес орал в клипе Anarchy in the UK (1976): «Я хочу быть анархией, разозлиться и все уничтожить!», то «КиШ» в суперпопулярном «Мертвом анархисте» (2002) сообщали: «Ослепший старый маг / Ночью по лесу бродил. / На кладбище разлил / Он волшебный эликсир / И лишь проговорил: / „Что ж я, старый, натворил!“». Одна из версий, почему западный панк отличался от русского аналога, такова: панк на Западе возник в 1970-е в эпоху жесткого экономического кризиса и отсутствия у молодежи социальных перспектив, панк российский — дитя ельцинской свободы, отсюда бескомпромиссность и накал первого и инфантилизм второго. На Западе эстетизировали хаос, и результатом этой революции стала, например, Вивьен Вествуд, чуть ли не главный вклад панка в мировую культуру. Русский же панк тоже имеет долгое эхо — в лице тьмы реконструкторов.

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

Как бы то ни было, в 2000‑е «КиШ» были невероятно популярны. Примерно как «Ласковый май» и «Мираж» на рубеже 1980–1990-х. В ­2002-м «Король и Шут» получили премию «Овация» как лучшая рок-группа, в том же году стали хедлайнером фестиваля «Нашествие». Их концерты собирали стадионы, они гастролировали в ближнем и дальнем зарубежье. В 2008-м слушатели «Нашего радио» назвали их композицию «Прыгну со скалы» лучшей песней десятилетия: «Разбежавшись, прыгну со скалы. / Вот я был, и вот меня не стало. / И когда об этом вдруг узнаешь ты, / Тогда поймешь, кого ты потеряла».

В июле 2013 года Михаила Горшенёва нашли мертвым в его питерской квартире. Он умер от передозировки, не дожив 19 дней до 40-летия. (И в этом пункте его жизнь опять рифмуется с историей иконы панка Сида Вишеса (1957–1979), умершего от передозы, правда пораньше — в 21 год.)

Лидер группы «Король и Шут» Михаил «Горшок» Горшенёв на фестивале «Чартова дюжина 2012» в СК «Юбилейный». Фото: Дмитрий Суходольский
Лидер группы «Король и Шут» Михаил «Горшок» Горшенёв на фестивале «Чартова дюжина 2012» в СК «Юбилейный».
Фото: Дмитрий Суходольский

В 2014-м музыканты «КиШ» влились в новую группу — «Северный флот», и жизнь продолжилась. У поклонников «Короля и Шута» практически не было шансов забыть кумиров юности: их песни лежат в открытом доступе на YouTube, участники группы Александр Балунов и Андрей Князев написали за десять лет в общей сложности пять книг. В доковидные годы проходили концерты памяти Михаила Горшенёва; в 2019-м на виниле переиздали «Акустический альбом»; с 2021 года в театрах страны периодически играют хоррор-рок-оперу TODD. Наконец, в марте 2023-го стартовал игровой сериал об истории группы, и к нему приурочили выставку «Панк-культура. „Король и Шут“».

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

Выставка состоит из двух частей: истории группы «КиШ» и истории панка — мирового культурного движения. Как сообщает пресс-релиз, «создатели собрали яркие атрибуты панков, „припарковали“ расписанную граффити машину и проиллюстрировали философию DIY (do-it-yourself). Это тотальная инсталляция с эффектом погружения, которую дополняют работы современных и советских художников, раскрывающие идею панк-культуры». Из Англии удалось получить арт-объекты культового английского художника Джейми Рида, сотрудничавшего с Sex Pistols, а также fashion-экспонаты Вивьен Вествуд.

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

История же группы «Король и Шут» сложилась из декорации только что отснятого сериала, а также афиш, черновиков песен, рисунков и прочего. Эту часть курировали музыкант Андрей Князев и поэтесса Агата Нигровская.

Наверняка блистательная команда, работавшая над выставкой, сможет поставить «КиШ» — авторов строк «Ели мясо мужики, пивом запивали. / О чем конюх говорил, они не понимали» (баллада о конюхе, отравившем любовников своей жены) — если не в широкий мировой контекст, то на фоне мирового контекста и проследить истоки их творчества вплоть до Диогена, тоже в некотором смысле панка.

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

«Сделать выставку нам предложила команда Yan­dex, — рассказывают Александр Кармаев и Агния Стерлигова. — Анализируя запросы аудитории своих сервисов, они отметили всплеск интереса к группе „Король и Шут“ со стороны подростков и молодежи. Вначале идея показалась нам „задачкой-неберучкой“: как сделать выставку, рассказывающую о „Короле и Шуте“, интересной не только фанатам и поклонникам этой группы? Поразмыслив, мы решили сделать две выставки: про историю группы и отдельно про панк как социокультурное явление. Разбираться во втором нам было очень интересно. Нам удалось собрать компетентную команду, в чемоданах из Лондона привезли несколько важных экспонатов. У нас есть раздел о магазине Sex (это лондонский бутик Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена, эпицентр панковской моды) и о туалете культового нью-йоркского клуба CBGB (здесь мы учли опыт Метрополитен-музея, показавшего десять лет назад выставку „Панк: от хаоса к кутюру“ (Punk: Chaos to Couture). В итоге выстроился интересный нарратив, вобравший разные и неочевидные аспекты и взаимодействия. Надеемся, что выставка станет хорошим intro в огромную тему».

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

Романтизация ранней смерти также созвучна нашему времени. Правда, Вишес еще предварительно зарезал свою подругу, стриптизершу Нэнси Спанджен, но это, в сущности, мелочи и не помешало истории превратиться в легенду, а режиссеру Алексу Коксу снять фильм «Сид и Нэнси» (1986).

Насколько возможно сейчас в России сделать глубокую серьезную презентацию западного панка как явления, остается под вопросом. Уж слишком сильно связано это искусство с социальными процессами, слишком очевидна его бунтарская природа и ненависть к истеблишменту.

Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод». Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия
Выставка «Панк-культура. „Король и Шут“» в Центре современного искусства «Винзавод».
Фото: ЦСИ «Винзавод»/Planet9/Плюс Студия

Организаторы пошли по другому пути, размыв границы явления: дескать, панк был и есть всегда. Выставка также может быть интересна музейным специалистам и кураторам как образец идеального маркетинга. За три недели до открытия билеты продавали со скидкой. У выставки правильные часы работы для ложащейся поздно богемы. Вместе с выставкой продают «мерч» в специальном магазине и музыку. Неслучайно девиз (один из) панка: «Живи ярко, умри молодым и хорошо продавайся».


Василий Успенский
Куратор выставки

Василий Успенский.   Куратор выставки Фото: Государственный Эрмитаж
Василий Успенский. Куратор выставки
Фото: Государственный Эрмитаж

«Основная идея панковского движения — полная свобода, неприятие любой власти и иерархий, эпатаж, в том числе в одежде, жизнестроительство (нельзя быть панком только в рабочее время, это стиль жизни). Подобная форма поведения не такая уж редкость в истории. Граф Лев Толстой вел себя как панк: ходил в рубахе, пахал, рассорился с церковью и государством. В начале выставки зрителей встречают два манекена — шут и панк. Архетипический прообраз панка — шут, то есть, по Бахтину, тот, кто способен перевернуть все с ног на голову. Важный акцент: панки всегда добрые и веселые, они против насилия и этим отличаются, например, от металлистов. На выставке есть раздел „Панк в искусстве“ — работы художников, вдохновленных идеей безграничной свободы: Дмитрия Александровича Пригова, групп „Мухомор“, „Новые тупые“, „Синие носы“, некрореалиста Евгения Юфита, Пахома, Григория Ющенко, Игоря Межерицкого и других».

Центр современного искусства «Винзавод»
«Панк-культура. „Король и Шут“»
До 31 мая

Материалы по теме:
Главные выставки весны
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+