18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

«Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева»

Московский музей современного искусства на Петровке, Москва

Выставка для тех, кто устал от сюжетного искусства и хочет насладиться торжеством беспредметности. Здесь настоящее пиршество для глаз на примере произведений кинетизма и оп-арта. Александр Григорьев не очень известный советский художник, в 1960-е годы член знаменитой группы «Движение», который увлекся оп-артом, а также разрабатывал авангардные идеи, в том числе концепцию проунов, перейдя на станковую живопись. Коллекционер Роман Бабичев собрал множество его произведений 1990–2020-х годов и желает поделиться с миром удовольствием от них. Получается действительно убедительно. Полторы сотни картин и объектов дополнены произведениями из собрания ММОМА, примыкающими по теме, например текстильным декором Варвары Степановой и скульптурами Вячеслава Колейчука.

До 16 апреля

Александр Григорьев. Павильон Физика. Цветная иллюстрация к проекту игрового городка «Остров цветов». 2000. Вариант работы 1968–1969. Фото: Собрание Романа Бабичева
Александр Григорьев. Павильон Физика. Цветная иллюстрация к проекту игрового городка «Остров цветов». 2000. Вариант работы 1968–1969.
Фото: Собрание Романа Бабичева
«Первая позиция. Русский балет»

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

Очередная выставка-представление, воздействующая сразу на все органы чувств, и из них слух становится не менее важным, чем зрение. Архитектором проекта выступило бюро Planet 9 Агнии Стерлиговой (сделавшее аналогичные «многоканальные» проекты про Виктора Цоя и Алексея Балабанова). Петербургский Манеж на время превратился в театральный зал со множеством сменяющих друг друга инсталляций-декораций, прогуливаясь по которому, мы узнаем историю русского балета от Романовых до наших дней. Представлены экспонаты всех жанров — от костюмов и макетов декораций до живописи и графики первых мастеров.
Подробнее о выставке можно почитать здесь.

До 21 мая

Выставка «Первая позиция. Русский балет». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: ЦВЗ «Манеж»/Planet 9/РОСИЗО
Выставка «Первая позиция. Русский балет». Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: ЦВЗ «Манеж»/Planet 9/РОСИЗО
«Панк-культура. „Король и Шут“»

Центр современного искусства «Винзавод», Москва

Бюро Planet 9 продолжает исследование масскульта с помощью выставок и вслед за уже упомянутыми «Цоем» и «Балабановым» совместно с «Плюс Студией» и «Яндекс Афишей» создало проект, рассказывающий о феномене панк-культуры — как в мире, так и на советском и постсоветском, российском пространстве. Цеха Белого и Красного «Винзавода» наполнены инсталляциями, граффити, афишами, предметами «прикида» и прочими артефактами. Верхний этаж, сокуратором которого стал Василий Успенский из Эрмитажа, посвящен субкультуре в мире (реконструирован даже знаменитый отвратительный туалет из нью-йоркского гнезда панка — клуба CBGB). В зале про соприкосновение российской панк-культуры и совриска — такие, как надо: Бугаев-Африка, Дмитрий Врубель, Пахом, «Новые тупые», «Мухомор», Егор Летов и другие. Ключевыми героями нижнего этажа выбрана группа «Король и Шут», про которую на «Кинопоиске» как раз выходит фэнтези-сериал (часть декораций оттуда тоже можно увидеть в зале).

До 31 мая

Инсталляция «Студия Егора Летова «ГрОб Records». Фото: Центр современного искусства «Винзавод»
Инсталляция «Студия Егора Летова «ГрОб Records».
Фото: Центр современного искусства «Винзавод»
«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Яркие, красочные и экзотичные атрибуты жизни еврейской диаспоры, жившей в Центральной Азии. Более 200 предметов из Самарканда и Бухары рассказывают об особенностях жизни евреев посреди исламских земель, о том, как местные восточные искусства и ремесла преломлялись в руках иудейских мастеров. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России, они были собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и других частных коллекций.

3 марта — 18 июня

Кульмос (указка для чтения Торы). Бухара. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Кульмос (указка для чтения Торы). Бухара.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Москвичи хорошо знают Наталию Опалеву по ее Музею AZ, посвященному Анатолию Звереву, и масштабной коллекции нонконформистов, которую она иногда показывает на различных выставках. Подошла очередь и Петербурга познакомиться с этим важным собранием. В стенах Мраморного дворца выставили 200 живописных и графических работ мастеров андерграунда 1960–1980-х годов — произведения Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова и многих других. Архитектура выставки явственно намекает на то, как надо воспринимать этот проект: это образ ковчега с произведениями, плывущего по воображаемому Млечному Пути.

3 марта — 29 мая

Олег Целков. «Портрет». 1964. Фото: Музей АZ
Олег Целков. «Портрет». 1964.
Фото: Музей АZ
«Дом моделей. Индустрия образов»

Музей Москвы, Москва

Очередное исследование советских шедевров промышленности и дизайна, проводимое в стенах Музея Москвы, какими были «Ткани Москвы», «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» и «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». На сей раз выставка приурочена к 100-летию создания первого центра искусства моделирования одежды — Ателье мод (прообраз будущего знаменитого советского Дома моделей одежды). Экспозиция расскажет, как в СССР развивалась концепция единой системы моделирования одежды для промышленного производства. В фокусе внимания — три ключевых для Москвы и всей страны «института одежды»: Ателье мод (1923–1925), Дом моделей на Сретенке (1934–1941) и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту (1944–2002). Нам расскажут и о ведущих дизайнерах, и о манекенщицах, покажут огромное количество эскизов и готовых нарядов.

7 марта — 2 июля

Показ Общесоюзного Дома моделей одежды в Мексике. Фотография. 1981. Частное собрание. Фото: Музей Москвы
Показ Общесоюзного Дома моделей одежды в Мексике. Фотография. 1981. Частное собрание.
Фото: Музей Москвы
«После импрессионизма»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

Проект с подзаголовком «Изобретая современное искусство» рассказывает о том, что же случилось в мире искусства после последней выставки импрессионистов в 1886 году. Задача кураторов — отойти от франкоцентризма при рассмотрении истории живописи и подчеркнуть вклад других столиц, от Брюсселя до Москвы, в развитие нового искусства. На трех этажах Галереи искусства стран Европы и Америки в постоянную экспозицию будут осуществлены весьма внушительные интервенции русской живописи из собрания ГМИИ (отдела личных коллекций), Русского музея, Третьяковки и региональных музеев. Проект покажет, как русские художники, знакомясь с искусством Франции, перешли от подражания к свободному творческому мышлению, которое в итоге привело к авангарду. Восходящая к Пьеру Пюви де Шаванну традиция масштабных монументально-декоративных произведений показана через панно Виктора Борисова-Мусатова, Константина Коровина, Михаила Нестерова и Кузьмы Петрова-Водкина. А пуантилизм покажет, как через его живописный язык открывали для себя импрессионизм молодые Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Роберт Фальк. Финал экспозиции — русские ответы на вызовы импрессионистической художественной революции — произведения Василия Кандинского, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Павла Филонова, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции импрессионизма.

18 апреля — 20 августа

Василий Кандинский. «Импровизация №20». 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: www. ar.culture.ru
Василий Кандинский. «Импровизация №20». 1911. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: www. ar.culture.ru
«In memoriam. Остановленное время»

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Москва

Государственная Третьяковская галерея вслед за Пушкинским музеем с его выставкой-размышлением «Всеобщий язык» также решила сделать проект задумчивый и весьма сложный. Его ключевой темой стала память, в особенности то, как образ человека оказывается запечатленным средствами искусства. Но не простого человека — особенного. Талантливого и харизматичного. Героями выставки стал ряд российских творцов и политиков, начиная с Петра I и заканчивая Пушкиным, Врубелем, Эйзенштейном и Циолковским. С помощью экспонатов обещают рассказать, как в общественном сознании меняется представление о личности и ее роли в истории и культуре. Из фондов Третьяковки достанут целый пласт редко выставляемых экспонатов — посмертные маски. В чреде портретов великих личностей они не конечный пункт, а лишь промежуточный, ведь после них настает время посмертных возвеличивающих портретов.

26 апреля — 16 июля

Юрий Космынин, «Б. Пастернак. Портрет поэта в дождь». 1971. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Юрий Космынин, «Б. Пастернак. Портрет поэта в дождь». 1971.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+