18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галина Фалалеева: «Площади нового фондохранилища рассчитаны под рост коллекции»

Директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева на открытии выставки «Гуманность металла». Фото: Вологодская областная картинная галерея
Директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева на открытии выставки «Гуманность металла».
Фото: Вологодская областная картинная галерея
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

У Вологодской областной картинной галереи — новоселье. Музей наконец начал обживаться в здании, которое реконструировалось семь лет. О радостях и трудностях, сопровождавших этот процесс, а также о жизни галереи в целом нам рассказала ее директор

Давайте начнем с нового здания. Была ведь долгая эпопея с его реконструкцией. Как все развивалось и к чему пришло?

С самого основания картинной галереи, с 1952 года, центральным выставочным комплексом служил Воскресенский собор, расположенный в центре города. За многие годы он превратился, конечно, в храм искусства, но все же изначально это православный храм, и Вологодская митрополия подняла вопрос о том, чтобы он вновь стал кафедральным собором. Галерее предложили другое здание, тоже в центре. Оно принадлежало крупнейшему предприятию нашего региона — компании «Северсталь», которая согласилась передать его области, чтобы создать здесь выставочный комплекс Вологодской картинной галереи.

Д о с Ь Е
Галина Фалалеева
Директор Вологодской областной картинной галереи

Родилась в Вологде
1994 окончила Вологодское музыкальное училище
1999 окончила Петрозаводскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение»
1994–2007 преподавала в музыкальной школе и Вологодском областном музкальном училище
2007–2019 работала в Департаменте культуры Вологодской области, пройдя путь от ведущего специалиста до руководителя управления государственной политики в сфере культуры и искусства с апреля 2019 директор Вологодской областной картинной галереи

Еще…

У этого здания, наверное, и в советское время какая-то судьба была?

Да, там располагался проектный институт. А в 1990-е и последующие годы оно активно использовалось под офисы. Вологжане ходили сюда получать медицинские полисы и помнят, скорее, эту функцию здания. В 2016 году началась подготовка проекта реконструкции. Потребовались серьезные усилия и архитекторов, и музейных работников, в первую очередь директора галереи Владимира Воропанова (1954–2021), чтобы спроектировать там подходящее пространство.

Разработка проекта заняла почти два года, и в 2018-м начался процесс реконструкции. Был большой объем демонтажных работ, но, пока они шли, изменились строительные нормы, что потребовало корректировки проекта. Уже в 2021 году был начат второй этап, который теперь доведен до завершения. Впервые за 70 лет галерея приобрела здание, где объединились все направления нашей деятельности. Прежде всего, это экспозиционно-выставочная работа, это обеспечение сохранности музейных фондов, которые насчитывают более 44 тыс. единиц хранения, это культурно-просветительское направление и административно-хозяйственное.

Новое здание Вологодской областной картинной галереи. Фото: ВОКГ
Новое здание Вологодской областной картинной галереи.
Фото: ВОКГ

Фонды целиком помещаются?

Мы еще не успели перевезти коллекцию, потому что реконструкция завершилась в декабре, как раз в тот период, когда транспортировка произведений искусства нежелательна: у нас морозно в Вологде. Ждем плюсовых температур, займемся перевозкой в марте и апреле. Площади нового фондохранилища рассчитаны под рост коллекции. Она увеличивается постоянно, причем в некоторые периоды очень значительно, до 1–1,2 тыс. произведений в год.

В новом доме наверняка и музейная экспозиция сделана по-другому, нежели раньше. А как именно?

Прежде у галереи не было возможности делать такие экспозиции постоянными. Сейчас в новом комплексе четыре этажа с выставочными пространствами, и два из них отданы под постоянные экспозиции. Это российское искусство XX–XXI веков и творчество вологодских художников того же времени. Экспозиция выстроилась удивительно. Ее формировала заместитель директора по науке Ирина Балашова, и она охватила 100 лет развития изобразительного искусства. Здесь есть преемственность с нашей экспозицией русского искусства, которая демонстрируется в Шаламовском доме и заканчивается 1920-ми годами. В новом здании все начинается как раз с этого периода и доходит до наших дней. Эти 100 лет представлены 100 работами Петра Кончаловского, Михаила Нестерова, Константина Юона и других художников. Экспозиция выстроена и по хронологии, и по жанровому принципу.

Экспозиции главного здания Вологодской картинной галереи. Фото: ВОКГ
Экспозиции главного здания Вологодской картинной галереи.
Фото: ВОКГ

Прежний многолетний директор галереи Владимир Воропанов особую страсть питал к собирательству петербургского и ленинградского искусства. Продолжаете эту линию?

Да, Владимир Валентинович был связан с Ленинградом (он выпускник Ленинградского государственного университета) и постоянно поддерживал творческие и личные связи с художниками, с коллекционерами. Да и весь нынешний искусствоведческий состав галереи получил образование в Академии имени Репина, тоже петербургской, так что эта линия продолжается. В 2023 году мы даже решили сделать выставку «Вологда — Петербург: мост культур», чтобы представить эту часть нашей коллекции.

Посмотрел у вас на сайте аннотации выставок последних лет. Преобладают традиционные форматы, жанры, техники. Экспериментировать вам неинтересно?

Хотя мы и стоим на достаточно консервативных позициях, но не скажу, что у нас все абсолютно традиционно. Приобретя новый выставочный комплекс, конечно, мы ставим себе задачу и экспериментов — уже сейчас некоторые новаторские проекты запускаем в работу. Да, мы сотрудничали и сотрудничаем с крупнейшими российскими музеями, стараемся привозить классические коллекции. И стремимся к тому, чтобы у нас был представлен широкий спектр видов изобразительного искусства. В частности, выставки скульптуры, редкие ранее, сейчас проходят практически ежегодно.

Выставка «Я Вам пишу…» в Вологодской областной картинной галерее. Фото: ВОКГ
Выставка «Я Вам пишу…» в Вологодской областной картинной галерее.
Фото: ВОКГ

В прошлом году мы представили выставочный проект «Новые имена», где показали молодых ребят, которые работают у нас в Вологодской области в различных направлениях изобразительного искусства. И даже для многих работников галереи этот проект стал неожиданным открытием. Будем сотрудничать и в дальнейшем с этими художниками, потому что хотим показывать наши молодые таланты. Конечно, многим увиденное показалось спорным. Но ведь искусство и должно вызывать дискуссии, мы на это нацелены.

Вы упомянули Шаламовский дом, который по своей мемориальной задаче вроде бы не связан с изобразительным искусством. Но здесь ведь не только музей писателя?

Это очень важный наш филиал, который располагается на туристической тропе, и в моменты активного турпотока это наше самое посещаемое здание. Конкурировать с ним сможет сейчас только новый выставочный комплекс.

Шаламовский дом. Фото: Вологодская областная картинная галерея
Шаламовский дом.
Фото: Вологодская областная картинная галерея

В Шаламовском доме располагаются две постоянные экспозиции, они неразрывно связаны между собой. Одна, мемориальная, размещена в бывшей квартире Шаламовых, где родился и провел первые 17 лет своей жизни будущий писатель. В ней мы активно используем интерактивные форматы. Например, создан музейный спектакль, посвященный автобиографической повести Шаламова «Четвертая Вологда». При этом мемориальная экспозиция Варлама Тихоновича органично совмещается с постоянной экспозицией западноевропейского и русского искусства XVII — начала XX века. Мы даже пару лет назад сделали выставку «Шаламов и искусство», где раскрывали значимость различных видов искусства для биографии писателя.

Экспозиция в мемориальном музее В.Т. Шаламова. Фото: Wikimedia Commons
Экспозиция в мемориальном музее В.Т. Шаламова.
Фото: Wikimedia Commons

Два других мемориальных объекта, тоже филиалы ВОКГ, посвящены вологодским художникам Владимиру Корбакову и Александру Пантелееву. Они известны меньше, чем Шаламов. Почему гостям города стоило бы заглянуть и сюда?

И Пантелеев и Корбаков — большие мастера, их творчество известно и за пределами нашего региона. Мастерская Александра Васильевича Пантелеева — это камерное пространство, оно уникально тем, что здесь действительно работал художник, и, приходя сюда, ты погружаешься в атмосферу творчества. Оно часто используется как площадка для старта какого-то художника. Но выставляем там и больших мастеров, потому что это пространство и вдохновляет, и в то же время обязывает.

Музейно-творческий центр Корбакова, помимо выставочных пространств, предусматривал и мастерскую художника, но он не воспользовался этой возможностью. В последние годы здесь была главная площадка для временных выставок галереи, хотя нас огорчало то, что на постоянной основе творчество Владимира Николаевича в этих стенах не присутствовало. В прошлом году, в год 100-летия художника, мы создали его постоянную экспозицию. Если возвращаться к экспериментам, то для нас это был абсолютный эксперимент, мы работали вместе с молодыми профессионалами, нашими вологжанами Дарьей Ван и Данилом Барашковым. Ребята предложили свою концепцию и дизайнерское решение. Мы постарались соответствовать смелости Владимира Николаевича, который и в 91 год продолжал экспериментировать. Экспозиция получилась очень яркой, необычной. В этом же доме проходят временные выставки, на втором этаже. Например, сейчас там гостит коллекция музея Большого театра.

Областная выставка «Вологодчина красна мастерами». Фото: Законодательное Собрание Вологодской области
Областная выставка «Вологодчина красна мастерами».
Фото: Законодательное Собрание Вологодской области

Вологодчину многие воспринимают как некий заповедный край, где старина превыше новшеств. Вы этот образ стремитесь поддерживать или хотели бы как-то его трансформировать?

Нам бы хотелось оба направления поддержать. Вологда — прекрасный город: северный, тихий, с абсолютно другим ритмом, нежели в мегаполисах. И это хочется сохранить — патриархальность какую-то, в хорошем смысле консервативность. Но в то же время наш город современный, он развивается. Появляются такие новые пространства, как наш выставочный комплекс. Работая над ним, мы имели дело исключительно с вологжанами, и для меня важно, что Вологда — это территория талантов. Архитекторы, дизайнеры, строители, которые воплотили интереснейшие идеи, — все они показали, что в Вологде можно сделать уникальный современный объект, который при этом не будет выбиваться из контекста города. В нашем новом здании много таких решений, которые вы не встретите в других галерейных пространствах. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+