18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галина Фалалеева: «Площади нового фондохранилища рассчитаны под рост коллекции»

Директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева на открытии выставки «Гуманность металла». Фото: Вологодская областная картинная галерея
Директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева на открытии выставки «Гуманность металла».
Фото: Вологодская областная картинная галерея
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

У Вологодской областной картинной галереи — новоселье. Музей наконец начал обживаться в здании, которое реконструировалось семь лет. О радостях и трудностях, сопровождавших этот процесс, а также о жизни галереи в целом нам рассказала ее директор

Давайте начнем с нового здания. Была ведь долгая эпопея с его реконструкцией. Как все развивалось и к чему пришло?

С самого основания картинной галереи, с 1952 года, центральным выставочным комплексом служил Воскресенский собор, расположенный в центре города. За многие годы он превратился, конечно, в храм искусства, но все же изначально это православный храм, и Вологодская митрополия подняла вопрос о том, чтобы он вновь стал кафедральным собором. Галерее предложили другое здание, тоже в центре. Оно принадлежало крупнейшему предприятию нашего региона — компании «Северсталь», которая согласилась передать его области, чтобы создать здесь выставочный комплекс Вологодской картинной галереи.

Д о с Ь Е
Галина Фалалеева
Директор Вологодской областной картинной галереи

Родилась в Вологде
1994 окончила Вологодское музыкальное училище
1999 окончила Петрозаводскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение»
1994–2007 преподавала в музыкальной школе и Вологодском областном музкальном училище
2007–2019 работала в Департаменте культуры Вологодской области, пройдя путь от ведущего специалиста до руководителя управления государственной политики в сфере культуры и искусства с апреля 2019 директор Вологодской областной картинной галереи

Еще…

У этого здания, наверное, и в советское время какая-то судьба была?

Да, там располагался проектный институт. А в 1990-е и последующие годы оно активно использовалось под офисы. Вологжане ходили сюда получать медицинские полисы и помнят, скорее, эту функцию здания. В 2016 году началась подготовка проекта реконструкции. Потребовались серьезные усилия и архитекторов, и музейных работников, в первую очередь директора галереи Владимира Воропанова (1954–2021), чтобы спроектировать там подходящее пространство.

Разработка проекта заняла почти два года, и в 2018-м начался процесс реконструкции. Был большой объем демонтажных работ, но, пока они шли, изменились строительные нормы, что потребовало корректировки проекта. Уже в 2021 году был начат второй этап, который теперь доведен до завершения. Впервые за 70 лет галерея приобрела здание, где объединились все направления нашей деятельности. Прежде всего, это экспозиционно-выставочная работа, это обеспечение сохранности музейных фондов, которые насчитывают более 44 тыс. единиц хранения, это культурно-просветительское направление и административно-хозяйственное.

Новое здание Вологодской областной картинной галереи. Фото: ВОКГ
Новое здание Вологодской областной картинной галереи.
Фото: ВОКГ

Фонды целиком помещаются?

Мы еще не успели перевезти коллекцию, потому что реконструкция завершилась в декабре, как раз в тот период, когда транспортировка произведений искусства нежелательна: у нас морозно в Вологде. Ждем плюсовых температур, займемся перевозкой в марте и апреле. Площади нового фондохранилища рассчитаны под рост коллекции. Она увеличивается постоянно, причем в некоторые периоды очень значительно, до 1–1,2 тыс. произведений в год.

В новом доме наверняка и музейная экспозиция сделана по-другому, нежели раньше. А как именно?

Прежде у галереи не было возможности делать такие экспозиции постоянными. Сейчас в новом комплексе четыре этажа с выставочными пространствами, и два из них отданы под постоянные экспозиции. Это российское искусство XX–XXI веков и творчество вологодских художников того же времени. Экспозиция выстроилась удивительно. Ее формировала заместитель директора по науке Ирина Балашова, и она охватила 100 лет развития изобразительного искусства. Здесь есть преемственность с нашей экспозицией русского искусства, которая демонстрируется в Шаламовском доме и заканчивается 1920-ми годами. В новом здании все начинается как раз с этого периода и доходит до наших дней. Эти 100 лет представлены 100 работами Петра Кончаловского, Михаила Нестерова, Константина Юона и других художников. Экспозиция выстроена и по хронологии, и по жанровому принципу.

Экспозиции главного здания Вологодской картинной галереи. Фото: ВОКГ
Экспозиции главного здания Вологодской картинной галереи.
Фото: ВОКГ

Прежний многолетний директор галереи Владимир Воропанов особую страсть питал к собирательству петербургского и ленинградского искусства. Продолжаете эту линию?

Да, Владимир Валентинович был связан с Ленинградом (он выпускник Ленинградского государственного университета) и постоянно поддерживал творческие и личные связи с художниками, с коллекционерами. Да и весь нынешний искусствоведческий состав галереи получил образование в Академии имени Репина, тоже петербургской, так что эта линия продолжается. В 2023 году мы даже решили сделать выставку «Вологда — Петербург: мост культур», чтобы представить эту часть нашей коллекции.

Посмотрел у вас на сайте аннотации выставок последних лет. Преобладают традиционные форматы, жанры, техники. Экспериментировать вам неинтересно?

Хотя мы и стоим на достаточно консервативных позициях, но не скажу, что у нас все абсолютно традиционно. Приобретя новый выставочный комплекс, конечно, мы ставим себе задачу и экспериментов — уже сейчас некоторые новаторские проекты запускаем в работу. Да, мы сотрудничали и сотрудничаем с крупнейшими российскими музеями, стараемся привозить классические коллекции. И стремимся к тому, чтобы у нас был представлен широкий спектр видов изобразительного искусства. В частности, выставки скульптуры, редкие ранее, сейчас проходят практически ежегодно.

Выставка «Я Вам пишу…» в Вологодской областной картинной галерее. Фото: ВОКГ
Выставка «Я Вам пишу…» в Вологодской областной картинной галерее.
Фото: ВОКГ

В прошлом году мы представили выставочный проект «Новые имена», где показали молодых ребят, которые работают у нас в Вологодской области в различных направлениях изобразительного искусства. И даже для многих работников галереи этот проект стал неожиданным открытием. Будем сотрудничать и в дальнейшем с этими художниками, потому что хотим показывать наши молодые таланты. Конечно, многим увиденное показалось спорным. Но ведь искусство и должно вызывать дискуссии, мы на это нацелены.

Вы упомянули Шаламовский дом, который по своей мемориальной задаче вроде бы не связан с изобразительным искусством. Но здесь ведь не только музей писателя?

Это очень важный наш филиал, который располагается на туристической тропе, и в моменты активного турпотока это наше самое посещаемое здание. Конкурировать с ним сможет сейчас только новый выставочный комплекс.

Шаламовский дом. Фото: Вологодская областная картинная галерея
Шаламовский дом.
Фото: Вологодская областная картинная галерея

В Шаламовском доме располагаются две постоянные экспозиции, они неразрывно связаны между собой. Одна, мемориальная, размещена в бывшей квартире Шаламовых, где родился и провел первые 17 лет своей жизни будущий писатель. В ней мы активно используем интерактивные форматы. Например, создан музейный спектакль, посвященный автобиографической повести Шаламова «Четвертая Вологда». При этом мемориальная экспозиция Варлама Тихоновича органично совмещается с постоянной экспозицией западноевропейского и русского искусства XVII — начала XX века. Мы даже пару лет назад сделали выставку «Шаламов и искусство», где раскрывали значимость различных видов искусства для биографии писателя.

Экспозиция в мемориальном музее В.Т. Шаламова. Фото: Wikimedia Commons
Экспозиция в мемориальном музее В.Т. Шаламова.
Фото: Wikimedia Commons

Два других мемориальных объекта, тоже филиалы ВОКГ, посвящены вологодским художникам Владимиру Корбакову и Александру Пантелееву. Они известны меньше, чем Шаламов. Почему гостям города стоило бы заглянуть и сюда?

И Пантелеев и Корбаков — большие мастера, их творчество известно и за пределами нашего региона. Мастерская Александра Васильевича Пантелеева — это камерное пространство, оно уникально тем, что здесь действительно работал художник, и, приходя сюда, ты погружаешься в атмосферу творчества. Оно часто используется как площадка для старта какого-то художника. Но выставляем там и больших мастеров, потому что это пространство и вдохновляет, и в то же время обязывает.

Музейно-творческий центр Корбакова, помимо выставочных пространств, предусматривал и мастерскую художника, но он не воспользовался этой возможностью. В последние годы здесь была главная площадка для временных выставок галереи, хотя нас огорчало то, что на постоянной основе творчество Владимира Николаевича в этих стенах не присутствовало. В прошлом году, в год 100-летия художника, мы создали его постоянную экспозицию. Если возвращаться к экспериментам, то для нас это был абсолютный эксперимент, мы работали вместе с молодыми профессионалами, нашими вологжанами Дарьей Ван и Данилом Барашковым. Ребята предложили свою концепцию и дизайнерское решение. Мы постарались соответствовать смелости Владимира Николаевича, который и в 91 год продолжал экспериментировать. Экспозиция получилась очень яркой, необычной. В этом же доме проходят временные выставки, на втором этаже. Например, сейчас там гостит коллекция музея Большого театра.

Областная выставка «Вологодчина красна мастерами». Фото: Законодательное Собрание Вологодской области
Областная выставка «Вологодчина красна мастерами».
Фото: Законодательное Собрание Вологодской области

Вологодчину многие воспринимают как некий заповедный край, где старина превыше новшеств. Вы этот образ стремитесь поддерживать или хотели бы как-то его трансформировать?

Нам бы хотелось оба направления поддержать. Вологда — прекрасный город: северный, тихий, с абсолютно другим ритмом, нежели в мегаполисах. И это хочется сохранить — патриархальность какую-то, в хорошем смысле консервативность. Но в то же время наш город современный, он развивается. Появляются такие новые пространства, как наш выставочный комплекс. Работая над ним, мы имели дело исключительно с вологжанами, и для меня важно, что Вологда — это территория талантов. Архитекторы, дизайнеры, строители, которые воплотили интереснейшие идеи, — все они показали, что в Вологде можно сделать уникальный современный объект, который при этом не будет выбиваться из контекста города. В нашем новом здании много таких решений, которые вы не встретите в других галерейных пространствах. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+