18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ревизия полов: в Тейт Бритен обновят постоянную экспозицию

Уильям Блейк. «Ньютон». 1795-1805. Фото: Tate
Уильям Блейк. «Ньютон». 1795-1805.
Фото: Tate
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

При создании новой постоянной экспозиции в музее руководствуются принципом гендерного равенства. В случае с искусством XVII–XIX веков пропорция почти не изменится, но среди современных художников женщин и мужчин будет поровну

В Тейт Бритен впервые за десять лет грядет основательное обновление постоянной экспозиции. Число произведений, охватывающих пять веков развития британского искусства, увеличится с 500 до 800. Крупнейшие художники — Уильям Блейк, Джон Констебл, прерафаэлиты и Генри Мур — получат отдельные залы. Более 100 работ Уильяма Тёрнера, выдающегося мастера романтического пейзажа, позволят проследить весь его творческий путь. Наряду с жемчужинами собрания, такими как «Офелия» Джона Эверетта Миллеса и «Большой всплеск» Дэвида Хокни, музей покажет новые приобретения, сделанные им с начала 2000-х годов. «Новинки» охватывают период с эпохи Тюдоров по сегодняшний день. Так, искусство миллениалов представит художница Рейчел Джонс 1991 года рождения. Кроме того, в рамках постоянной экспозиции будут сменять друг друга персональные выставки избранных художников-новаторов, в частности пионера поп-арта Ричарда Гамильтона. Найдут место и для сложных масштабных инсталляций вроде составленного из 8 т риса «Неонового рисового поля» Вонга Фаофанита.

Уильям Тёрнер. «Снежная буря – пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом». 1842. Фото: Tate
Уильям Тёрнер. «Снежная буря – пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом». 1842.
Фото: Tate

Планируя смену экспозиции, музей сделал ставку на женское искусство. Оно будет представлено полнее, чем когда-либо прежде: от оп-арт-работ 1960-х годов Бриджет Райли и абстрактных скульптур Барбары Хепуорт до провокационных объектов Трейси Эмин и произведений Кудзанаи-Вайолет Хвами, исследующей злободневные темы расовой и гендерной идентичности. Но не стоит ждать от Тейт столь же радикального шага, каким запомнилась последняя, 59-я Венецианская биеннале, где женщины составили около 90% всех участников. Здесь пропорция будет где-то 50 на 50, и то лишь в случае с современными авторами. Это вполне адекватно отражает ситуацию, сложившуюся на их национальной арт-сцене: если вспомнить самых ярких представителей тех же «Молодых британских художников», то женщин и мужчин среди них окажется поровну.

Скульптура Барбары Хепуорт Пелагос. 1946. Хранится в Тейт с 1964 г. Фото: Tate
Скульптура Барбары Хепуорт Пелагос. 1946. Хранится в Тейт с 1964 г.
Фото: Tate

Те части экспозиции, что посвящены искусству XVII–XIX веков, тоже пополнятся работами женщин. Конечно, в данном случае говорить о заметном увеличении их доли не приходится, поскольку до XX века лишь немногие имели возможность обучиться живописному мастерству, и хорошо, если удается открывать хотя бы единичные новые имена. Покажут, например, «Портрет неизвестной» (1650–1655) кисти Джоан Карлайл — она считается первой женщиной в Великобритании, которая стала профессиональным живописцем и работала маслом. Музей приобрел картину в 2016 году, и теперь это самая ранняя в его коллекции работа, написанная дамой.

Рейчел Джонс.«lick your teeth, they so clutch». 2021. Фрагмен. Фото: Sam Day, Rod Tidnam/Tate
Рейчел Джонс.«lick your teeth, they so clutch». 2021. Фрагмен.
Фото: Sam Day, Rod Tidnam/Tate

Другой находкой Тейт стали акварели Эмили Сарджент. Публике хорошо известно творчество ее брата — портретиста Джона Сингера Сарджента, а вот Эмили вышла из тени лишь недавно. Ее постигла та же участь, что и многих художниц XIX века: она не смогла, в отличие от брата, получить профессиональное художественное образование. Тем не менее она была плодовитым мастером акварели, запечатлевшим в этюдах путешествия по Италии, Испании, Тунису, Палестине, Египту. В 1998 году потомки семьи Сарджент обнаружили сундук, в котором лежало 440 ее акварелей, созданных в Северной Африке. Спустя четверть века они пожертвовали содержимое сундука ряду американских и европейских музеев (если бы они решили сделать это сразу, то их дары, вероятно, остались бы невостребованными). Львиная доля — 45 этюдов — досталась Бостонскому музею изящных искусств, а 29 попали в Тейт, и теперь избранные листы включат в основную экспозицию.

Аня Галлаччо. «Сохранить красоту"». 1991-2003. Фото: Tate
Аня Галлаччо. «Сохранить красоту"». 1991-2003.
Фото: Tate

В предыдущий раз смену постоянной экспозиции провели в 2013 году, и она получила положительные отзывы и специалистов, и посетителей. Процессом руководила Пенелопа Кёртис — она занимала пост директора Галереи Тейт с 2009 по 2015 год. Кёртис отказалась от группировки экспонатов по школам, стилям, жанрам и темам, а вместо этого разместила их в хронологическом порядке. Этот консервативный, на первый взгляд, подход явился революционным: экспозиция выглядела свежо и непривычно, поскольку в ней оказались по соседству совершенно разнородные произведения, относящиеся тем не менее к одним и тем же периодам. Окидывая их взглядом, можно было оценить новаторство отдельных художников в сравнении с их ближайшими современниками и проследить взаимовлияния. Кроме того, по инициативе Кёртис сократилось количество этикеток с пояснениями к экспонатам, что должно было побуждать посетителей к самостоятельной интерпретации.

Алекс Фаркухарсон, заняв в 2015 году кресло директора Тейт, раскритиковал концепцию предшественницы и заявил о желании вновь увеличить число экспликаций и перевесить экспонаты, выделив отдельные темы и подчеркнув социальный контекст создания произведений. Акцент на женском искусстве, по-видимому, стал более поздним решением. Обновленная экспозиция предстанет на суд зрителя 23 мая. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+