18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ревизия полов: в Тейт Бритен обновят постоянную экспозицию

Уильям Блейк. «Ньютон». 1795-1805. Фото: Tate
Уильям Блейк. «Ньютон». 1795-1805.
Фото: Tate
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

При создании новой постоянной экспозиции в музее руководствуются принципом гендерного равенства. В случае с искусством XVII–XIX веков пропорция почти не изменится, но среди современных художников женщин и мужчин будет поровну

В Тейт Бритен впервые за десять лет грядет основательное обновление постоянной экспозиции. Число произведений, охватывающих пять веков развития британского искусства, увеличится с 500 до 800. Крупнейшие художники — Уильям Блейк, Джон Констебл, прерафаэлиты и Генри Мур — получат отдельные залы. Более 100 работ Уильяма Тёрнера, выдающегося мастера романтического пейзажа, позволят проследить весь его творческий путь. Наряду с жемчужинами собрания, такими как «Офелия» Джона Эверетта Миллеса и «Большой всплеск» Дэвида Хокни, музей покажет новые приобретения, сделанные им с начала 2000-х годов. «Новинки» охватывают период с эпохи Тюдоров по сегодняшний день. Так, искусство миллениалов представит художница Рейчел Джонс 1991 года рождения. Кроме того, в рамках постоянной экспозиции будут сменять друг друга персональные выставки избранных художников-новаторов, в частности пионера поп-арта Ричарда Гамильтона. Найдут место и для сложных масштабных инсталляций вроде составленного из 8 т риса «Неонового рисового поля» Вонга Фаофанита.

Уильям Тёрнер. «Снежная буря – пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом». 1842. Фото: Tate
Уильям Тёрнер. «Снежная буря – пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом». 1842.
Фото: Tate

Планируя смену экспозиции, музей сделал ставку на женское искусство. Оно будет представлено полнее, чем когда-либо прежде: от оп-арт-работ 1960-х годов Бриджет Райли и абстрактных скульптур Барбары Хепуорт до провокационных объектов Трейси Эмин и произведений Кудзанаи-Вайолет Хвами, исследующей злободневные темы расовой и гендерной идентичности. Но не стоит ждать от Тейт столь же радикального шага, каким запомнилась последняя, 59-я Венецианская биеннале, где женщины составили около 90% всех участников. Здесь пропорция будет где-то 50 на 50, и то лишь в случае с современными авторами. Это вполне адекватно отражает ситуацию, сложившуюся на их национальной арт-сцене: если вспомнить самых ярких представителей тех же «Молодых британских художников», то женщин и мужчин среди них окажется поровну.

Скульптура Барбары Хепуорт Пелагос. 1946. Хранится в Тейт с 1964 г. Фото: Tate
Скульптура Барбары Хепуорт Пелагос. 1946. Хранится в Тейт с 1964 г.
Фото: Tate

Те части экспозиции, что посвящены искусству XVII–XIX веков, тоже пополнятся работами женщин. Конечно, в данном случае говорить о заметном увеличении их доли не приходится, поскольку до XX века лишь немногие имели возможность обучиться живописному мастерству, и хорошо, если удается открывать хотя бы единичные новые имена. Покажут, например, «Портрет неизвестной» (1650–1655) кисти Джоан Карлайл — она считается первой женщиной в Великобритании, которая стала профессиональным живописцем и работала маслом. Музей приобрел картину в 2016 году, и теперь это самая ранняя в его коллекции работа, написанная дамой.

Рейчел Джонс.«lick your teeth, they so clutch». 2021. Фрагмен. Фото: Sam Day, Rod Tidnam/Tate
Рейчел Джонс.«lick your teeth, they so clutch». 2021. Фрагмен.
Фото: Sam Day, Rod Tidnam/Tate

Другой находкой Тейт стали акварели Эмили Сарджент. Публике хорошо известно творчество ее брата — портретиста Джона Сингера Сарджента, а вот Эмили вышла из тени лишь недавно. Ее постигла та же участь, что и многих художниц XIX века: она не смогла, в отличие от брата, получить профессиональное художественное образование. Тем не менее она была плодовитым мастером акварели, запечатлевшим в этюдах путешествия по Италии, Испании, Тунису, Палестине, Египту. В 1998 году потомки семьи Сарджент обнаружили сундук, в котором лежало 440 ее акварелей, созданных в Северной Африке. Спустя четверть века они пожертвовали содержимое сундука ряду американских и европейских музеев (если бы они решили сделать это сразу, то их дары, вероятно, остались бы невостребованными). Львиная доля — 45 этюдов — досталась Бостонскому музею изящных искусств, а 29 попали в Тейт, и теперь избранные листы включат в основную экспозицию.

Аня Галлаччо. «Сохранить красоту"». 1991-2003. Фото: Tate
Аня Галлаччо. «Сохранить красоту"». 1991-2003.
Фото: Tate

В предыдущий раз смену постоянной экспозиции провели в 2013 году, и она получила положительные отзывы и специалистов, и посетителей. Процессом руководила Пенелопа Кёртис — она занимала пост директора Галереи Тейт с 2009 по 2015 год. Кёртис отказалась от группировки экспонатов по школам, стилям, жанрам и темам, а вместо этого разместила их в хронологическом порядке. Этот консервативный, на первый взгляд, подход явился революционным: экспозиция выглядела свежо и непривычно, поскольку в ней оказались по соседству совершенно разнородные произведения, относящиеся тем не менее к одним и тем же периодам. Окидывая их взглядом, можно было оценить новаторство отдельных художников в сравнении с их ближайшими современниками и проследить взаимовлияния. Кроме того, по инициативе Кёртис сократилось количество этикеток с пояснениями к экспонатам, что должно было побуждать посетителей к самостоятельной интерпретации.

Алекс Фаркухарсон, заняв в 2015 году кресло директора Тейт, раскритиковал концепцию предшественницы и заявил о желании вновь увеличить число экспликаций и перевесить экспонаты, выделив отдельные темы и подчеркнув социальный контекст создания произведений. Акцент на женском искусстве, по-видимому, стал более поздним решением. Обновленная экспозиция предстанет на суд зрителя 23 мая. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+