18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Камчатка — слово не странное, а музейно-ассамблейное

Камчатская музейная ассамблея. Фото: Slava Ivanov
Камчатская музейная ассамблея.
Фото: Slava Ivanov

В Петропавловске-Камчатском, столице самого восточного региона России, с 27 февраля по 1 марта проходили встречи и заседания первой Камчатской музейной ассамблеи, собравшей более 80 делегатов со всей страны

За последние годы в российском музейном сообществе основательно прижился и стал привычным формат ассамблеи. Имеются в виду профессиональные тематические собрания, как правило выездные. Они могут быть связаны с общим предметом изучения и показа (например, в 2021 году была учреждена Ассамблея петровских музеев России, возглавляемая генеральным директором ГМЗ «Петергоф» Еленой Кальницкой) или базироваться на географическом принципе, как в случае Музейной ассамблеи в Крыму. Чем дальше, тем заметнее тренд продвигается с запада на восток страны. В частности, в июне 2022 года в Улан-Удэ состоялась первая Байкальская ассамблея музеев Дальнего Востока. Теперь этот процесс достиг и Камчатки.

Инициатором Камчатской музейной ассамблеи выступил Виктор Шалай, директор Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева во Владивостоке. Он же по совместительству глава Ассоциации музеев Дальнего Востока, которая, к слову, как раз накануне форума в Петропавловске-Камчатском переименовалась в Ассоциацию музеев Дальнего Востока и Сибири. В ходе ассамблеи Виктор Шалай призвал коллег-сибиряков активно присоединяться. Что касается его камчатской инициативы, то ее охотно подхватили и поддержали как в правительстве Камчатского края заодно с полпредством президента России в Дальневосточном федеральном округе, так и в Министерстве культуры РФ. Подключился к работе и Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России).

Виктор Шалай, директор Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева во Владивостоке. Фото: Slava Ivanov
Виктор Шалай, директор Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева во Владивостоке.
Фото: Slava Ivanov

Если использовать формулировку «всероссийский слет», то в ней окажутся значимыми оба слова. На далеком полуострове действительно собрались музейщики и эксперты со всей страны — свыше 80 человек из 22 регионов (это не считая онлайн-участников). А «слет» — еще и потому, что любые другие способы добраться до Камчатки, помимо путей воздушного сообщения, не очень реальны.

Главной на форуме была провозглашена тема «Социально-политическая роль музея в эпоху глобальных трансформаций».

Ей посвятили первое пленарное заседание, да и второе прошло под созвучным грифом «Роль музея в поддержании социально-психологического благополучия в обществе (в эпоху СВО, мобилизации, санкций)». Обе дискуссии не выглядели полемичными, но оттенки мнений все же присутствовали. Пожалуй, большинство участников солидаризировались со следующими тезисами: «Научиться Родину любить проще всего в музее» (Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры и искусства); «Крайне важным представляется тот факт, что музей остается единственной культурной институцией, к которой по определению сохраняется полное доверие» (Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры России); «Не считаю, что происходящее сейчас с Россией должно изменить функцию музея» (Виктор Шалай).

На первом заседании затрагивалась, в частности, тема обостренных сейчас отношений между российским отделением ИКОМ и другими членами этой международной организации. Василий Панкратов, президент Российского комитета ИКОМ и директор Государственного музея-заповедника «Гатчина», свое отношение к проблеме сформулировал так: «ИКОМ не политическая организация и делать политические заявления не должна». Добавим, что в рамках ассамблеи прошло еще и расширенное заседание президиума ИКОМ России.

Три рабочих дня камчатского форума вместили, впрочем, и множество других сюжетов, далеко не всегда идеологически окрашенных, а, скорее, связанных с сугубо профессиональными вопросами. Если первые характеризовались в пресс-релизе ассамблеи как стратегические, то немало внимания уделено было и тактическим темам, будь то привлечение в музеи новых посетителей, кадровый голод, особенности грантовых конкурсов, аспекты музейного и авторского права, специфика музейных технологий. Все это стало предметом заседаний, лекций и круглых столов, то есть облеклось в привычный для участников жанр обмена опытом. Не менее им привычен и жанр открытия выставок, примененный в данном случае к экспозиции «Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга» в местном художественном музее.

Последнему, кстати, в более или менее долгосрочной перспективе предстоит новоселье. Именно на ассамблее впервые было оглашено важное решение: Камчатка обретет новое музейное здание. «Для нас развитие музеев — важный приоритет в развитии мастер-плана Петропавловска-Камчатского, — сообщил изданию «АиФ-Камчатка» губернатор края Владимир Солодов. — В нем предусмотрено создание единого музейного комплекса. Он расположится в центре города и объединит в себе краеведческий музей, музей воинской славы и художественный музей. Сейчас разрабатывается научная концепция, после этого пройдет техническое проектирование, подготовка проектно-сметной документации, и я надеюсь, что к 2024 году мы сможем выйти на стройку».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+