18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лесные братья: дерево как источник вдохновения для художников ХХ и ХХI веков

Выставка «Ответвление» в  ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Выставка «Ответвление» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Почти нетронутая сущность дерева впечатляла самых разных художников — от буйного Степана Эрзи до задумчивого Александра Тышлера, от метафизика Дмитрия Краснопевцева до концептуалиста Никиты Алексеева. Что получилось, показывают в Пушкинском

«Ответвление», как подчеркивает куратор Наталья Кортунова, выставка не про деревянную скульптуру, а про органические формы дерева как источник вдохновения. Такая формулировка позволила, с одной стороны, сузить количество имен, а с другой — расширить рамки выставки. Первый ее зал (выставка занимает один этаж Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) вводный, и в нем соседствуют народная кукла-лесовик XIX века из шишек, «Абстрактная скульптура» 1960-х годов Александра Тышлера (выглядящая как сухая ветка) и объект из хвороста современного художника Андрея Красулина. Здесь же произведения классиков деревянной скульптуры Степана Эрзи и Сергея Коненкова, причем работа последнего, мужская фигура из опаленного дерева, была обнаружена в стене коммуналки, некогда служившей мастерской скульптору Николаю Андрееву (сейчас в частной коллекции Любови Агафоновой).

Михаил Матюшин. «Корневая скульптура». Начало 1920-х. Фото: Музей органической культуры, г. Коломна
Михаил Матюшин. «Корневая скульптура». Начало 1920-х.
Фото: Музей органической культуры, г. Коломна

Почти нетронутая сущность дерева, с природной формой и цветом — тема зала, где показана «корневая скульптура», фрагменты дерева сложной формы, которые собирал на Финском заливе, постигая единство формы и функции, футурист Михаил Матюшин (предоставлены Музеем органической культуры в Коломне и Третьяковской галереей). На стенах — «портреты веток» с лишайниками и шелушащейся корой Никиты Алексеева (1953–2021) из собрания Романа Бабичева.

Зал Степана Эрзи (работы из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, носящего имя художника) наполнен барочным буйством форм. Скульптор выбирал экзотические породы дерева, твердые и тяжелые, например аргентинское кебрачо, обрабатывал бормашиной и клеил. Александр Тышлер представлен двумя типами скульптуры. Один — это женские фигуры невест или хранительниц очага, такие же как в живописи и графике художника, другой — странные абстрактные формы, где ветки перекручиваются или соединяются с камнем. Орест Верейский известен как иллюстратор «Василия Теркина» и друг Александра Твардовского. Остроумную скульптуру, в которой гриб-трутовик превращается в хвост павлина, а сухая рогатина — в жирафа, он делал для себя; ее передала в отдел личных коллекций ГМИИ вдова художника.

Александр Тышлер. «Дриада». 1963. Серия "Дриады". Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Александр Тышлер. «Дриада». 1963. Серия "Дриады".
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фрагменты дерева присутствуют в графике и живописи Дмитрия Краснопевцева — на равных с осколками кувшинов, раковинами, другими удивительными и странными вещами, которые он собирал. Его наполненные покоем и вечностью натюрморты — и в виде графических листов, и в виде инсталляции уголка мастерской — максимально заостряют напряженность последней работы на выставке. Это видео­инсталляция арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов, Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), в которой человек пытается слиться с природой, раствориться в ней — но она снова и снова его отторгает.  

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ответвление»
До 12 марта

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+