18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пенсионеры с большими планами: где и как стажировались русские художники

Исаак Бродский. «Сказка». 1911. Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Исаак Бродский. «Сказка». 1911.
Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма соединила картины, которые выпускники петербургской Академии художеств, а затем московского МУЖВЗ привозили из своих европейских поездок

Трудно отрицать, что становление и развитие национального искусства в России во многом определялись европейским влиянием. И огромную роль в этом сыграл институт художественного пенсионерства, предусматривавший для лучших студентов продолжение образования за границей. Прежде — непременно в Италии или Франции, позднее — и в других странах. Тема пенсионерских поездок — главным образом последней трети XIX и начала XX века — положена в основу выставки «Отличники», устроенной Музеем русского импрессионизма.

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Речь идет про выпускников двух важнейших в царской России учебных заведений — Императорской академии художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Истории эти, конечно, не совсем равноценны: традиции академии в части пенсионерства были куда более давними и мощными, но к концу XIX столетия МУЖВЗ стало понемногу наверстывать упущенное. Могли бы они, наверное, и сравняться со временем, да вот только Первая мировая война и последующие революции поломали все планы. Выставка завершается 1918 годом, когда были окончательно упразднены и Академия художеств, и училище на Мясницкой. Кстати, одним из последних пенсионеров академии стал Александр Яковлев, который в 1917 году, после пребывания в Италии, умудрился получить еще и стипендию для путешествия на Дальний Восток, но это уже иная история.

Василий Поленов. «Старые ворота Вёль». 1874. Фрагмент. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Василий Поленов. «Старые ворота Вёль». 1874. Фрагмент.
Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Открывают список экспонентов Василий Поленов и Илья Репин. «Именно с них, по моему мнению, начинается некоторый слом в тех пенсионерских картинах, которые выпускники академии привозили из своих европейских турне, — говорит куратор выставки Ольга Юркина. — Не забудем, что как раз во время их пребывания во Франции состоялась первая выставка импрессионистов, хотя в гораздо большей степени они вдохновлялись работами барбизонцев. У обоих художников живопись стала свободнее, они часто работали на пленэре, для них это был значительный шаг вперед». И Репин, и Поленов не только сами исповедовали живописные новации, но и нацеливали на них своих учеников. Вольнодумцев набиралось немало. На выставке представлен целый ряд художников следующего поколения: Исаак Бродский, Константин Горбатов, Михаил Демьянов, Борис Кустодиев, Семен Никифоров, Александр Савинов, Дмитрий Щербиновский. «Нам хотелось в первую очередь рассказать о тех, кто имел отношение к явлению, которое изучает наш музей», — подчеркивает куратор.

Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв. Фото: Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина
Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв.
Фото: Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина

Надо заметить, что руководство академии пыталось препятствовать излишним вольностям в ходе заграничных стажировок. Но экспозиция дает понять, что «дисциплинарные меры» не возымели должного действия: пенсионеры продолжали уклоняться от заданного курса, беря на вооружение из европейского арсенала то, что сами считали важным и нужным, — вплоть до установок импрессионизма, постимпрессионизма и нарождающегося модернизма. Принятое деление на исторических живописцев, баталистов, пейзажистов и тому подобных стремительно уходило в прошлое. «Даже у Генриха Семирадского с его сюжетами, будто бы абсолютно укладывающимися в академическую традицию, — комментирует Ольга Юркина, — появляется свободный пейзаж, явно написанный с натуры, а не сочиненный в мастерской».

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Важно отметить, что те поездки рассматриваются устроителями выставки не как номинальные факты биографии того или иного художника, но как зримый, явственный след, запечатленный в работах: или сделанных непосредственно в Европе, или созданных по тамошним мотивам после возвращения.

Фрагмент экспозиции «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Фрагмент экспозиции «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Как нередко бывает с проектами Музея русского импрессионизма, «Отличники» сложились в результате партнерства со множеством государственных музеев. В коротком анонсе всех не перечесть, но упомянем и Третьяковку, и Русский музей, и Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, и Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. По обыкновению не обходится здесь без частных коллекционеров. А на третьем этаже представлен еще и спецпроект с работами тех европейских авторов, которые так или иначе оказывали влияние на наших. Среди них — Шарль-Франсуа Добиньи, Эжен Каррьер, Камиль Коро, Гюстав Курбе, Франц фон Штук. Эта «вставная новелла» — целиком плод сотрудничества с ГМИИ им. А.С.Пушкина. 

Музей русского импрессионизма
«Отличники»
До 21 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+