18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пенсионеры с большими планами: где и как стажировались русские художники

Исаак Бродский. «Сказка». 1911. Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
Исаак Бродский. «Сказка». 1911.
Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма соединила картины, которые выпускники петербургской Академии художеств, а затем московского МУЖВЗ привозили из своих европейских поездок

Трудно отрицать, что становление и развитие национального искусства в России во многом определялись европейским влиянием. И огромную роль в этом сыграл институт художественного пенсионерства, предусматривавший для лучших студентов продолжение образования за границей. Прежде — непременно в Италии или Франции, позднее — и в других странах. Тема пенсионерских поездок — главным образом последней трети XIX и начала XX века — положена в основу выставки «Отличники», устроенной Музеем русского импрессионизма.

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Речь идет про выпускников двух важнейших в царской России учебных заведений — Императорской академии художеств (ИАХ) в Санкт-Петербурге и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Истории эти, конечно, не совсем равноценны: традиции академии в части пенсионерства были куда более давними и мощными, но к концу XIX столетия МУЖВЗ стало понемногу наверстывать упущенное. Могли бы они, наверное, и сравняться со временем, да вот только Первая мировая война и последующие революции поломали все планы. Выставка завершается 1918 годом, когда были окончательно упразднены и Академия художеств, и училище на Мясницкой. Кстати, одним из последних пенсионеров академии стал Александр Яковлев, который в 1917 году, после пребывания в Италии, умудрился получить еще и стипендию для путешествия на Дальний Восток, но это уже иная история.

Василий Поленов. «Старые ворота Вёль». 1874. Фрагмент. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Василий Поленов. «Старые ворота Вёль». 1874. Фрагмент.
Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Открывают список экспонентов Василий Поленов и Илья Репин. «Именно с них, по моему мнению, начинается некоторый слом в тех пенсионерских картинах, которые выпускники академии привозили из своих европейских турне, — говорит куратор выставки Ольга Юркина. — Не забудем, что как раз во время их пребывания во Франции состоялась первая выставка импрессионистов, хотя в гораздо большей степени они вдохновлялись работами барбизонцев. У обоих художников живопись стала свободнее, они часто работали на пленэре, для них это был значительный шаг вперед». И Репин, и Поленов не только сами исповедовали живописные новации, но и нацеливали на них своих учеников. Вольнодумцев набиралось немало. На выставке представлен целый ряд художников следующего поколения: Исаак Бродский, Константин Горбатов, Михаил Демьянов, Борис Кустодиев, Семен Никифоров, Александр Савинов, Дмитрий Щербиновский. «Нам хотелось в первую очередь рассказать о тех, кто имел отношение к явлению, которое изучает наш музей», — подчеркивает куратор.

Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв. Фото: Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина
Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв.
Фото: Химкинская картинная галерея им. С.Н.Горшина

Надо заметить, что руководство академии пыталось препятствовать излишним вольностям в ходе заграничных стажировок. Но экспозиция дает понять, что «дисциплинарные меры» не возымели должного действия: пенсионеры продолжали уклоняться от заданного курса, беря на вооружение из европейского арсенала то, что сами считали важным и нужным, — вплоть до установок импрессионизма, постимпрессионизма и нарождающегося модернизма. Принятое деление на исторических живописцев, баталистов, пейзажистов и тому подобных стремительно уходило в прошлое. «Даже у Генриха Семирадского с его сюжетами, будто бы абсолютно укладывающимися в академическую традицию, — комментирует Ольга Юркина, — появляется свободный пейзаж, явно написанный с натуры, а не сочиненный в мастерской».

Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Важно отметить, что те поездки рассматриваются устроителями выставки не как номинальные факты биографии того или иного художника, но как зримый, явственный след, запечатленный в работах: или сделанных непосредственно в Европе, или созданных по тамошним мотивам после возвращения.

Фрагмент экспозиции «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Фрагмент экспозиции «Отличники» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Как нередко бывает с проектами Музея русского импрессионизма, «Отличники» сложились в результате партнерства со множеством государственных музеев. В коротком анонсе всех не перечесть, но упомянем и Третьяковку, и Русский музей, и Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко, и Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля. По обыкновению не обходится здесь без частных коллекционеров. А на третьем этаже представлен еще и спецпроект с работами тех европейских авторов, которые так или иначе оказывали влияние на наших. Среди них — Шарль-Франсуа Добиньи, Эжен Каррьер, Камиль Коро, Гюстав Курбе, Франц фон Штук. Эта «вставная новелла» — целиком плод сотрудничества с ГМИИ им. А.С.Пушкина. 

Музей русского импрессионизма
«Отличники»
До 21 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+