18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка-трактат Анатолия Зверева о жизни и искусстве открыта в Музее AZ

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В фокусе внимания оказались литературные произведения художника, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски и живопись

Это уже 11-й по счету выставочный проект про Анатолия Зверева, подготовленный музеем, носящим его имя. Неиссякаемый энтузиазм директора Наталии Опалевой и ее коллег, с которыми она изучает и пропагандирует наследие художника, а также мастеров его круга и времени, не может не вызывать уважения.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

На сей раз в фокусе внимания оказались литературные произведения Зверева, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски, живопись и прочее. Каждая из этих работ невелика по размеру, но, собранные вместе (на выставке представлено 170 экспонатов), они дают представление о самом что ни на есть непосредственном проявлении таланта. Впрочем, непосредственность — базовая особенность Зверева-творца.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Одним из главных событий выставки стал показ архивного собрания трактатов Зверева, впервые оцифрованных и представленных на суд публики. Прочитав «Трактат о живописи» Леонардо, художник последовал его примеру и сочинил десятки аналогичных текстов.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

По мнению хранителя музея Натальи Волковой, было бы неверно отделять в них слово от визуальных образов. Искусство Зверева — это «изопоэзия, изолитература». Сочинял ли Анатолий Тимофеевич прозу или рисовал портреты, он оставался виртуозом импровизаций. И этот его талант, как мгновенная заморозка, сохранил и донес до нас его личность и интеллект. Наверное, для многих станет открытием, что Зверев не только неприкаянный романтический гений, рисовавший портреты, как говорится, не приходя в сознание, но что он — наблюдательный ироничный человек, что он легко находил остроумные поэтические метафоры и играючи создавал изумительные по тонкости шрифты.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Когда видишь шуточное посвящение его «Трактата о живописи» «Румневу Александру Александровичу. Лучшему из лучших, мудрейшему из мудрейших», то буквально слышишь интонацию с подтекстом. Когда видишь, как это посвящение лихо скомпоновано на листе и красиво написано, то вспоминаешь анекдот про Михаила Врубеля из мемуаров Константина Коровина. Врубель так бедствовал, что для заработка подписывал на заказ рождественские открытки. Его шрифты были настолько прекрасны, что у Коровина с Серовым фраза одной открытки — «Левочке привет!» — стала мемом. Многие зверевские изречения тоже хочется разобрать на присказки, и не только из-за шрифтов. «Широкая натура, прекрасные глаза. // Рисует, пишет штурмом // Целые воза» — это он о Пабло Пикассо. «То дамочка усталая, / То модернизма шок» — тоже о картинах Пикассо. Или прозаическое: «Следуя заветам нашего давнишнего друга Леонардо, душа переполняется чувством традиционного».

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

К открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного коллекционеру Георгию Костаки. Трактат опубликован с комментариями известного филолога и текстолога, переводчика и искусствоведа Николая Котрелева.  

Музей AZ
«Мой учитель Леонардо»
До 5 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+