18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не только булыжник. Весь Иван Шадр в Третьяковке

Иван Шадр. «Рабочий с молотом». 1922. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Рабочий с молотом». 1922.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В Третьяковской галерее проходит выставка советского классика, где он представлен как лучшими образцами скульптуры, так и малоизвестной графикой

Широкой публике имя и творчество Ивана Шадра (1887–1941) знакомы преимущественно по скульптурной серии начала ­1920-х годов. «Рабочий с молотом», «Красноармеец», «Крестьянин», «Сеятель» — все они были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на первых советских купюрах. Впоследствии эти фигуры не раз повторялись и варьировались. Но главным стало произведение Шадра под названием «Булыжник — оружие пролетариата» (1927), которое в гипсовом варианте экспонировалось на выставке к десятилетию Октября, было отлито в бронзе в 1947-м, уже после смерти автора, и обрело огромную популярность. Одна из позднейших копий установлена в московском парке Декабрьского восстания, а в ретроспективу включен музейный экземпляр.

На самом деле будущего ваятеля звали Иван Иванов. Звучало совсем не богемно, так что со временем появился Шадр — сокращение от названия города Шадринска Пермской губернии, где прошло его детство. Возможно, псевдоним этот был еще и формой проявления благодарности к малой родине: шадринская городская управа выплачивала юноше из бедной семьи стипендию в годы обучения и даже финансировала его европейскую стажировку. Впрочем, скульптурное поприще довольно долго конкурировало у него с музыкальным и актерским; лишь к началу 1920-х Шадр сделал окончательный выбор.

Иван Шадр. «Обнаженная на камне». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Обнаженная на камне».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В молодости он одно время обучался ваянию в парижской Академии де ла Гранд-Шомьер у Антуана Бурделя, однако истинным его кумиром был все же Огюст Роден, полагает сокуратор выставки, главный научный сотрудник отдела скульптуры Государственной Третьяковской галереи Лариса Бедретдинова. «Открывают выставку небольшие скульптурные эскизы, — комментирует она. — Один из них называется „Борьба за жизнь“, и в этом случае Шадр явно смотрел на „Врата ада“. А скульптура „Любовь“ — не менее явная аллюзия к роденовскому „Поцелую“. Хотя дореволюционных работ известно мало: все-таки Иван Шадр — главным образом скульптор советского периода».

«В нашей коллекции он представлен широко и лучшими своими работами, — говорит Лариса Бедретдинова, — но почти неизвестна его графика. А она интересна прежде всего тем, что это именно рисунки скульптора: наброски, эскизы разных памятников». Не случайно сокуратором выставки стала Елизавета Ефремова из музейного отдела графики: работ на бумаге здесь представлено даже больше, чем произведений скульптуры. А еще есть один живописный холст — устроители сочли, что хрестоматийный «Портрет скульптора Ивана Шадра» (1934) кисти Михаила Нестерова как нельзя лучше подходит в качестве эпиграфа к экспозиции.

Иван Шадр. «Советский павильон». 1938. Эскиз варианта павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Шадр. «Советский павильон». 1938. Эскиз варианта павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Отдельная тема в ней — нереализованные проекты. Например, «Памятник мировому страданию», которым Шадр был увлечен в середине 1910-х годов. «Предполагался огромный ансамбль, — рассказывает Лариса Бедретдинова. — Двор, огороженный гранитными плитами, вход в ворота Вечности с аллегорическими фигурами в духе египетских статуй, внутри — озеро Слез, обрамленное тополями и кипарисами. Завершать ансамбль должна была пирамида Страданий, в последнем зале которой помещалась часовня Воскресения, дарующая надежду». Этот проект был утвержден Московской городской думой для увековечения памяти жертв Первой мировой войны. Даже после революции рассматривалась возможность его адаптации к новым реалиям, но не вышло, конечно. Сохранился лишь небольшой набросок, показанный сейчас на выставке.

А еще здесь представлено то, что было все-таки воплощено, однако до экспозиции «в офлайне» не добралось. Для знаменитой Сельскохозяйственной выставки 1923 года в Москве Шадр изготовил семиметровый горельеф «Борьба с землей». Его сначала отлили в гипсе, позднее перевели в бронзу, и этот экспонат хранится в Третьяковской галерее, но на выставку его не выдали: он готовится к реставрации. Оригинал заменила видеопроекция на стене — тоже семиметровая. 

Новая Третьяковка
«Скульптор Шадр. К 135-летию со дня рождения»
До 19 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+