18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Рейксмузеум готовится к небывалому ажиотажу вокруг выставки Вермеера

Ян Вермеер. «Прерванный урок музыки». 1660–1661. Фрагмент. Фото: Joseph Coscia Jr/The Frick Collection
Ян Вермеер. «Прерванный урок музыки». 1660–1661. Фрагмент.
Фото: Joseph Coscia Jr/The Frick Collection

Выставка с коротким названием «Вермеер» откроется 10 февраля, но музей в Амстердаме уже сейчас готовится к беспрецедентному интересу публики к ретроспективе, включающей картины, авторство которых раньше вызывало сомнения

Любая выставка Яна Вермеера становится сенсацией, а предстоящая ретроспектива в Рейксмузеуме стала такой еще до открытия. Она начнет работу 10 февраля (и будет длиться до 4 июня), однако уже сейчас продано более 100 тыс. билетов — никогда прежде в амстердамском музее не наблюдалось такого ажиотажного спроса. Руководство Рейксмузеума распорядилось продлить часы работы до позднего вечера (22:00) трижды в неделю. Кроме того, любители творчества нидерландского художника во всем мире уже получили доступ к цифровому проекту «Ближе к Вермееру», который позволяет вникнуть в мельчайшие детали его живописи и подробности личной жизни. Специально для проекта картины были отсняты в невероятном разрешении, позволяющем разглядеть буквально каждую крупинку пигмента на холсте; озвучивает это путешествие по вселенным Вермеера актер и писатель Стивен Фрай (в английском варианте).

Ян Вермеер. «Вид Делфта». 1660-1666. Фото: Mauritshuis
Ян Вермеер. «Вид Делфта». 1660-1666.
Фото: Mauritshuis

Надо заметить, что музей заранее и старательно подогревал интерес к ретроспективе. Например, подтвердил статус трех картин, подлинность которых прежде подвергалась сомнению.

Самым большим сюрпризом стало участие в выставке «Девушки с флейтой» (1664–1667 или позже) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Ведь совсем недавно, осенью 2022 года, куратор американского музея Марджори Виземан заявила, что эта картина написана «учеником Вермеера, а не самим голландским художником, как считалось ранее», подкрепив свою позицию внушительным научным исследованием. На только что закрывшейся выставке в американской столице картина экспонировалась как «работа мастерской». Но Рейксмузеум с этим мнением не согласен и считает «Девушку с флейтой» аутентичной работой художника.

Ян Вермеер. «Девушка с флейтой». 1568.  Фото: National Gallery of Art, Washington
Ян Вермеер. «Девушка с флейтой». 1568.
Фото: National Gallery of Art, Washington

Изображение святой Пракседы (1655) теперь также считается творением Вермеера. Эта копия картины итальянского художника Феличе Фичерелли (1640–1645, ныне в коллекции Ферньяни, Феррара) была идентифицирована в 1969 году как возможная работа Вермеера благодаря узнаваемой подписи. При этом профессиональное сообщество в подлинности картины сомневалось. Тем не менее в 2014 году «Святая Пракседа» ушла на аукционе Christie’s как работа Вермеера (к этому времени ее признали несколько ключевых искусствоведов) за £6,2 млн. В Рейксмузеум она приедет благодаря токийскому Национальному музею западного искусства, в коллекции которого сейчас находится.

Последним дополнением к скудному наследию художника стала «Девушка за вёрджинелом» (1670–1672). Хотя на протяжении десятилетий версия о том, что это произведение кисти Вермеера, отвергалась, картину реабилитировали незадолго до появления на торгах Sotheby’s в 2004 году, где она была продана за £16 млн. Несмотря на первоначальный скепсис, в последние годы эта работа становится все популярнее, и экспертиза Рейксмузеума подтвердила ее подлинность. Картина находится в Лейденской коллекции частного собирателя, нью-йоркского инвестиционного менеджера Томаса Каплана (ее, кстати, привозили в ГМИИ и Эрмитаж в 2018 году).

Ян Вермеер. «Девушка за вёрджинелом». 1670–1672. Фото: National Gallery, London
Ян Вермеер. «Девушка за вёрджинелом». 1670–1672.
Фото: National Gallery, London

Таким образом, признанных работ Яна Вермеера за последние десятилетия стало значительно больше. Каталог-резоне художника, составленный под руководством Альберта Бланкерта в 1975 году, включал 31 произведение — теперь, по данным Рейксмузеума, их 37. На будущую выставку удалось собрать 28 из них — со всего мира, включая США и Японию. Это, в частности, «Девушка с жемчужной сережкой» (около 1664–1667) из Маурицхёйса в Гааге, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657–1659) из Дрезденской картинной галереи старых мастеров, «Кружевница» (около 1669–1670) из Лувра и «Женщина, держащая весы» (около 1663–1664) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.

Последний раз выставка Яна Вермеера проходила в Дрездене в 2021 году; тогда на нее удалось собрать десять картин. До сегодняшнего дня крупнейшей выставкой художника оставался показ 1996 года, организованный гаагским Маурицхёйсом, где объединили 23 полотна Вермеера.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+