18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Царский подарок пополнил императорские сервизы

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

В Гербовом зале Зимнего дворца открылась выставка «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века», представляющая дар мецената Михаила Карисалова Государственному Эрмитажу

Фонды Государственного Эрмитажа пополнились 136 произведениями прикладного искусства — столько уникальных предметов из дворцовых сервизов поступило в музей благодаря дару коллекционера и мецената Михаила Карисалова. Изделия из фарфора, созданные на заводах России и Германии, дополнили 12 императорских сервизов, хранящихся в музее.

Открытие выставки «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Гербовом зале Зимнего дворца. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытие выставки «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Гербовом зале Зимнего дворца.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка в Гербовом зале Зимнего дворца стала продолжением традиционных для Эрмитажа рождественских и новогодних показов фарфора. «Это не только потрясающий подарок, но и блестящий пример научного коллекционирования, ученого меценатства в хороших петербургских традициях, — сказал, открывая экспозицию, Михаил Пиотровский, генеральный директор музея. — Михаил Карисалов, бизнесмен, потомственный коллекционер и известный меценат, дарит нам огромную коллекцию образцов предметов, которые изготавливались специально для Зимнего дворца. Это не просто замечательный фарфор, но и прекрасное понимание того, что такое музей, как ему нужны не отдельные предметы, а весь комплекс вещей для исследований и экспонирования».

Произведения из фарфора, переданные Михаилом Карисаловым в дар Эрмитажу, входили в состав сервизов, выполненных для императорского двора начиная со времени правления Елизаветы Петровны и до эпохи Николая II.

Самый ранний экспонат этого собрания — тарелка из Андреевского сервиза, сделанного на Мейсенской мануфактуре в 1744–1745 годах. Курфюрст Фридрих Август преподнес сервиз Елизавете по случаю бракосочетания ее племянника, будущего императора Петра III и немецкой принцессы, будущей императрицы Екатерины II. Одним из последних, в 1905 году, в Зимний дворец поступил Пурпурный сервиз — несколько предметов из него теперь также вошли в музейное собрание.

«Для нас каждая тарелка из сервиза — значительное приобретение. Наша цель — собрать все сервизы в таком виде, в каком они изначально изготовлялись и хранились в императорских дворцах», — рассказала куратор выставки Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Все сервизы, выполненные по заказу императорского двора, уникальны, они существуют в единственном экземпляре. Но посуда бьется, и сервизы приходилось постоянно пополнять, так что в одном и том же комплекте дворцовой посуды со временем собирались предметы с разными клеймами. Например, разбитые тарелки и блюда из Охотничьего сервиза, заказанного Екатериной II для ее фаворита Григория Орлова на Мейсенской мануфактуре, во время правления Александра II дополнили предметы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по образцам, выданным из дворцовых кладовых.

Недостаток посуды из большого Вседневного сервиза, которым пользовались при дворе с 1780 по 1830 годы, пополняли не только предметы, сделанные на родном, петербургском заводе, но и работы мастеров подмосковной фабрики Франца Гарднера. А банкетный сервиз «Листья капусты», выполненный в середине XIX века для Большого Петергофского дворца, пополнялся вплоть до 1920-х годов. Поэтому на обратной стороне чашки из подаренного Эрмитажу частного собрания видно новое, революционное клеймо — серп и молот. Организаторы выставки в Гербовом зале при оформлении витрин специально перевернули несколько предметов из каждого сервиза, чтобы показать разнообразие заводских марок и клейм.

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Михаил Карисалов не первый раз преподносит Эрмитажу ценные подарки. «Он дарил нам предметы мебели из комнат Зимнего дворца, — рассказала Наталья Гусева, заместитель заведующего отделом истории русской культуры. — Например, мы уже получили очень редкий стол из комнат Марии Николаевны, дочери Николая I. Надеемся, что скоро к нам вернется ломберный стол времени Екатерины II, стоявший в ее Эрмитаже».

Как сообщил газете сам меценат, он планирует сделать музею еще несколько подарков. «Это будут предметы мебели, относящиеся к исторической коллекции времени Николая II и его прадеда Николая I, — сказал Михаил Карисалов. — А в самое ближайшее время Эрмитаж получит зеркало со знаменитой императорской яхты „Полярная звезда“».

Государственный Эрмитаж
«Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+