18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Царский подарок пополнил императорские сервизы

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

В Гербовом зале Зимнего дворца открылась выставка «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века», представляющая дар мецената Михаила Карисалова Государственному Эрмитажу

Фонды Государственного Эрмитажа пополнились 136 произведениями прикладного искусства — столько уникальных предметов из дворцовых сервизов поступило в музей благодаря дару коллекционера и мецената Михаила Карисалова. Изделия из фарфора, созданные на заводах России и Германии, дополнили 12 императорских сервизов, хранящихся в музее.

Открытие выставки «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Гербовом зале Зимнего дворца. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытие выставки «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Гербовом зале Зимнего дворца.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка в Гербовом зале Зимнего дворца стала продолжением традиционных для Эрмитажа рождественских и новогодних показов фарфора. «Это не только потрясающий подарок, но и блестящий пример научного коллекционирования, ученого меценатства в хороших петербургских традициях, — сказал, открывая экспозицию, Михаил Пиотровский, генеральный директор музея. — Михаил Карисалов, бизнесмен, потомственный коллекционер и известный меценат, дарит нам огромную коллекцию образцов предметов, которые изготавливались специально для Зимнего дворца. Это не просто замечательный фарфор, но и прекрасное понимание того, что такое музей, как ему нужны не отдельные предметы, а весь комплекс вещей для исследований и экспонирования».

Произведения из фарфора, переданные Михаилом Карисаловым в дар Эрмитажу, входили в состав сервизов, выполненных для императорского двора начиная со времени правления Елизаветы Петровны и до эпохи Николая II.

Самый ранний экспонат этого собрания — тарелка из Андреевского сервиза, сделанного на Мейсенской мануфактуре в 1744–1745 годах. Курфюрст Фридрих Август преподнес сервиз Елизавете по случаю бракосочетания ее племянника, будущего императора Петра III и немецкой принцессы, будущей императрицы Екатерины II. Одним из последних, в 1905 году, в Зимний дворец поступил Пурпурный сервиз — несколько предметов из него теперь также вошли в музейное собрание.

«Для нас каждая тарелка из сервиза — значительное приобретение. Наша цель — собрать все сервизы в таком виде, в каком они изначально изготовлялись и хранились в императорских дворцах», — рассказала куратор выставки Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Все сервизы, выполненные по заказу императорского двора, уникальны, они существуют в единственном экземпляре. Но посуда бьется, и сервизы приходилось постоянно пополнять, так что в одном и том же комплекте дворцовой посуды со временем собирались предметы с разными клеймами. Например, разбитые тарелки и блюда из Охотничьего сервиза, заказанного Екатериной II для ее фаворита Григория Орлова на Мейсенской мануфактуре, во время правления Александра II дополнили предметы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по образцам, выданным из дворцовых кладовых.

Недостаток посуды из большого Вседневного сервиза, которым пользовались при дворе с 1780 по 1830 годы, пополняли не только предметы, сделанные на родном, петербургском заводе, но и работы мастеров подмосковной фабрики Франца Гарднера. А банкетный сервиз «Листья капусты», выполненный в середине XIX века для Большого Петергофского дворца, пополнялся вплоть до 1920-х годов. Поэтому на обратной стороне чашки из подаренного Эрмитажу частного собрания видно новое, революционное клеймо — серп и молот. Организаторы выставки в Гербовом зале при оформлении витрин специально перевернули несколько предметов из каждого сервиза, чтобы показать разнообразие заводских марок и клейм.

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Михаил Карисалов не первый раз преподносит Эрмитажу ценные подарки. «Он дарил нам предметы мебели из комнат Зимнего дворца, — рассказала Наталья Гусева, заместитель заведующего отделом истории русской культуры. — Например, мы уже получили очень редкий стол из комнат Марии Николаевны, дочери Николая I. Надеемся, что скоро к нам вернется ломберный стол времени Екатерины II, стоявший в ее Эрмитаже».

Как сообщил газете сам меценат, он планирует сделать музею еще несколько подарков. «Это будут предметы мебели, относящиеся к исторической коллекции времени Николая II и его прадеда Николая I, — сказал Михаил Карисалов. — А в самое ближайшее время Эрмитаж получит зеркало со знаменитой императорской яхты „Полярная звезда“».

Государственный Эрмитаж
«Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+