18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Злоключения русских коллекционеров и меценатов в 2022 году

Автор текста
Анна Савицкая
Джереми Деллер. «Английская магия». 2013. Уильям Моррис вышвыривает яхту Романа Абрамовича из Венецианской лагуны. Фрагмент экспозиции в павильоне Великобритании на 55-й Венецианской биеннале. Фото: Jeremy Deller
Джереми Деллер. «Английская магия». 2013. Уильям Моррис вышвыривает яхту Романа Абрамовича из Венецианской лагуны. Фрагмент экспозиции в павильоне Великобритании на 55-й Венецианской биеннале.
Фото: Jeremy Deller
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

К концу года российские патроны международного искусства оказались в плачевном положении: у них больше не берут денег, а принадлежащие им произведения искусства подвергаются арестам. Есть ли выход из этой ситуации?

Для русского искусства и отечественных коллекционеров 2022 год начинался весьма бодро. В разгаре были выставки-блокбастеры коллекции Ивана Морозова в парижском Фонде Louis Vuitton и изделий фирмы Карла Фаберже в лондонском Музее Виктории и Альберта (V&A), немало способствовавшие популяризации русского искусства за рубежом; в Москве только что с размахом открылся Дом культуры «ГЭС-2», созданный на средства и по инициативе миллиардера Леонида Михельсона; «Гараж» Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой продолжал строить новое здание, павильон «Шестигранник» в Парке Горького, и готовился принять ретроспективу немецкой художницы и перформансистки Анне Имхоф; наконец, Петр Авен в декабре 2021-го анонсировал открытие в 2025 году своего музея русского и латышского искусства в Риге. Добавим к этому присутствие российских коллекционеров и меценатов в попечительских советах многих крупных западных музеев, от лондонского Тейт до нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА).

Ситуация кардинально изменилась после 24 февраля, когда в ответ на начало СВО на Украине страны Запада стали вводить санкции против российских олигархов (они же — наши самые заметные патроны искусства). Вслед за этим «санкционные» меценаты исчезли из списков музейных попечителей в США и Великобритании. Петр Авен был вынужден покинуть попечительский совет Королевской академии художеств в Лондоне. Музей также вернул ему благотворительный взнос на организацию выставки «Фрэнсис Бэкон. Человек и чудовище». Пока непонятны и перспективы частного музея коллекционера в Риге, так как его активы в Соединенном Королевстве арестованы, а в Латвии весной в прессе обсуждали возможность лишения предпринимателя гражданства этой страны. Из попечительского совета Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке попросили и российского миллиардера Владимира Потанина, попавшего под санкции США в декабре. По неофициальным данным, это коснулось большинства меценатов с российскими паспортами, даже если против них не введены санкции.

В щекотливом положении оказался израильский музей холокоста Яд ва-Шем, правление которого подписало обращение к США с просьбой не применять санкции к российскому олигарху Роману Абрамовичу. Однако позже, когда Абрамович все-таки попал под санкции Великобритании, музей выпустил пресс-релиз, в котором сообщалось о приостановке стратегического партнерства с филантропом.

Практика «кэнселлинга» меценатов из России за рубежом порой приобретала и публичные формы.

В мае итальянские левые активисты устроили митинг у палаццо Дзаттере, венецианской резиденции фонда V–A–C, основанного Леонидом Михельсоном (их проект в России — «ГЭС-2»). Молодые люди из организации Global Project вывесили на фасаде здания баннеры с требованием экспроприировать собственность российских олигархов, провели митинг и через несколько часов разошлись. «Все закончилось мирно», — сообщили представители V–A–C в Венеции.

Кроме того, на Западе прокатилась волна арестов имущества — яхт, вилл и самолетов — российских олигархов, которые затронули и обнаруженные в ходе обысков произведения искусства. Впрочем, обыски шли и раньше. Так, Олег Дерипаска под санкциями США с 2018 года, а осенью 2021-го среди предметов, изъятых в его домах в Нью-Йорке и Вашингтоне, были и художественные ценности, в том числе картина Диего Риверы. А когда сквоттеры захватили лондонский особняк, который считался собственностью Дерипаски, они опубликовали видео его интерьеров — там можно заметить живопись Франца Рубо и абстрактную скульптуру Барбары Хепуорт. Кстати, британский бизнесмен Грэм Бонэм-Картер обвиняется в попытке нелегально вывезти в Лондон купленные Дерипаской на торгах в Нью-Йорке произведения искусства и в предоставлении аукционному дому ложных сведений с целью скрыть имя настоящего владельца. США добивается экстрадиции Бонэм-Картера.

Покупать искусство через третьих лиц в обход санкций, конечно, придумал не Олег Дерипаска, это старая, проверенная схема. Так, российские миллиардеры братья Аркадий и Борис Ротенберги попали под санкции США в 2014 году, однако это не помешало им продолжать покупать произведения искусства, в том числе полотна импрессионистов и художников ХХ века.

В июле 2022 года власти США обнаружили на яхте, изъятой у российского олигарха Сулеймана Керимова, яйцо Фаберже. Об этом рассказала заместитель генерального прокурора США Лиза Монако на ежегодной конференции по безопасности в Аспене в штате Колорадо. «Давайте перейдем к самому пикантному — к яхтам. Мы находили действительно интересные вещи… мы нашли яйцо Фаберже — или предполагаемое яйцо Фаберже», — цитирует ее Guardian.

Особенно часто в сообщениях о новых обысках фигурировало имя Алишера Усманова. Сначала немецкие следователи обнаружили на его вилле в баварском Роттах-Эгерне редкие ювелирные изделия, несколько картин и четыре яйца Фаберже (данные Spiegel), затем изъяли картины, в том числе работу Марка Шагала, во время обыска суперъяхты Dilbar (принадлежит сестре олигарха). Впрочем, по поводу Фаберже представитель Усманова заявил, что это просто не имеющие особенной ценности подарки для друзей в Узбекистане. Немецким властям предстоит проверить подлинность изделий и решить, что с ними делать дальше. По закону олигарх должен был сообщить о своей собственности в стране, но, так как Усманов этого не сделал, Германия может временно конфисковать его недвижимость, яхты и ценности.

Еще больше веру частных коллекционеров в музейные гарантии поколебали задержания произведений искусства после окончания выставок.

Так, две картины с выставки Морозова были арестованы в апреле во Франции: «Автопортрет» Петра Кончаловского, принадлежащий Петру Авену, и портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова, принадлежащий Музею авангарда (MAGMA) в Женеве, основанному Вячеславом (Моше) Кантором. Новостей о судьбе этих работ к концу года не появилось, так что можно предположить, что картины останутся во Франции до тех пор, пока их владельцы пребывают под санкциями.

Схожая история с двумя предметами Фаберже с выставки в лондонском V&A, которые связывают с Виктором Вексельбергом. После завершения выставки в мае яйцо «Курочка» (самое первое изделие Фаберже подобного рода) и золотой эмалированный портсигар 1913 года из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге не были возвращены официальному владельцу — зарегистрированной в Панаме компании Lamesa Arts Inc., принадлежащей Вексельбергу. Возвращать или нет экспонаты владельцу, теперь должно решить британское Казначейство.

Коллекционеры из России до известных событий приобретали европейские и американские произведения искусства на $1–1,5 млрд в год (согласно отчету, подготовленному компаниями Deloitte и ArtTactic), так что их уход с международного рынка все-таки станет ощутимым ударом.

Целый ряд бизнесменов, в прошлом известных меценатской деятельностью в России, в последние годы предусмотрительно переориентировал свои программы поддержки культуры и искусства на другие страны, что позволяет им в какой-то мере дистанцироваться от России. Конечно, это работает не всегда. Щедрые взносы в пользу музеев, грантовые программы за рубежом, даже получение гражданства западных стран и готовность создать частный музей не спасли от санкций, например, Романа Абрамовича, Петра Авена и Михаила Фридмана. Зато, например, эмигрировавший еще из СССР уроженец Одессы Леонид (Леонард) Блаватник, который на определенном этапе вел бизнес в России и поддерживал контакты с российской политической элитой, удачно избежал остракизма. Его пожертвования в Великобритании не только принимают, но и называют его именем то новое здание Тейт Модерн, то крыло Национальной портретной галереи.

Есть и те, кто в последнее время развивает культурные и просветительские проекты в странах СНГ. Например, Шалва Бреус, основатель Премии Кандинского и в прошлом издатель журнала «Артхроника», приобрел на аукционе историческое здание больницы середины XIX века в центре Тбилиси и планирует превратить его в музей современного искусства. Фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова в последние года два развернул масштабную деятельность в Узбекистане: программа сохранения модернизма в Ташкенте, реставрация дворца Романовых, план развития и реконструкции местного художественного музея и многое-многое другое. И вот уже Узбекистан попросил ЕС снять санкции с миллиардера. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+