18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мир искусства», супрематизм, конструктивизм: три лейтмотива звучат по-новому

Репетиция балета «Литургия».  1915. Фото:  Государственная Третьяковская галерея
Репетиция балета «Литургия». 1915.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Каталоги московских выставок, открывшихся под конец года, связаны между собой эпохой, более или менее общей для всех героев. Уроки первой трети прошлого века — времени эстетических прорывов и социальных катаклизмов — могут быть полезны и сегодня

Столетие назад Россия была в авангарде мирового художественного процесса: «Русский балет» Сергея Дягилева гремел в Европе и обеих Америках, фурор вызывали постройки Константина Мельникова, развивались идеи супрематизма Казимира Малевича. Этой яркой эпохе посвящены сразу три выставки, открытые под конец 2022 года в крупных московских институциях.

Новая Третьяковка показывает балетное закулисье в проекте «Дягилев. Генеральная репетиция», Музей архитектуры представляет эффектную монографию «Мельников / Melnikoff», а Еврейский музей, приняв эстафету от екатеринбургского Ельцин Центра, открыл выставку «Мир как беспредметность». Большие выставки-блокбастеры способны дезориентировать зрителя, и потому они немыслимы без обстоятельных каталогов, которые не только позволяют упорядочить впечатления, но и побуждают по свежим следам внимательнее изучить материал.

«Дягилев. Генеральная репетиция» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.Дягилев. Генеральная репетиция / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.
«Дягилев. Генеральная репетиция» / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.Дягилев. Генеральная репетиция / Гос. Третьяковская галерея. М., 2022. 220 с.: ил.

Третьяковская галерея выпустила нарядное издание с золотым тиснением и суперобложкой в виде афиши Ballets Russes — ведь именно с афиши, а не с вешалки начинается театр, как отмечает в своей статье куратор Евгения Илюхина. И если представить саму выставку как спектакль, то каталог служит программкой к нему. Как и экспозиция, он структурирован по балетам. Причем рассказывается не только о хитах — «Половецких плясках» или «Шехеразаде», но и о тех проектах, что не воплотились на сцене. Таков был, например, балет-мистерия «Литургия», основанный на эпизодах из Евангелия. Художница Наталия Гончарова придумала для него костюмы из жестких конструкций, которые превращали танцовщиков в ожившие плоские фигуры с церковных мозаик и фресок, а один танец должен был исполняться без музыки, под ритм шагов — эти идеи оказались сверхамбициозными даже для смелой антрепризы Дягилева.

В каталог включены две статьи. Уже упомянутый текст Илюхиной знакомит читателя с эволюцией «Русского балета». Это путь от ранних феерий с ошеломительным оформлением Льва Бакста, Михаила Ларионова и Николая Рериха, к более сдержанным постановкам вроде «Соловья», костюмы для которого создал Анри Матисс, и совсем минималистичным балетам конца 1920-х, таким как «Ромео и Джульетта» и «Кошка», к работе над которыми привлекались Наум Габо, Жоан Миро, Макс Эрнст. Вторая статья, за авторством коллекционера Ольги Мазур, посвящена лондонским аукционам Sotheby’s конца 1960-х — начала 1970-х, где с молотка уходили реквизит и костюмы — их покупали даже хиппи!

«Мельников/Melnikoff». М.: Музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2022. 368 с.: ил.
«Мельников/Melnikoff». М.: Музей архитектуры им. А. В. Щусева, 2022. 368 с.: ил.

Увесистый каталог к выставке о Мельникове в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева еще тщательнее раскрывает темы, затронутые в экспозиции. В нем более десятка статей, авторами которых выступили российские и зарубежные исследователи: Павел Кузнецов, Елизавета Догадкина, Фриц Барт, Жан-Луи Коэн и другие. Еще нигде в таких подробностях мы не могли прочитать о работе Мельникова над первым саркофагом для тела Владимира Ленина, вдохновленным «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях», и о судьбе павильона, выстроенного для Международной выставки в Париже в 1925 году. Оказывается, после демонтажа выставки павильон был подарен Французской компартии и пересобран в другом месте, где просуществовал до 1945 года. Именно там проводилась знаменитая выставка «Правда о колониях», которую в 1931 году устроила группа сюрреалистов, в числе которых были Луи Арагон, Ив Танги, Андре Тирион и Поль Элюар.

Константин Мельников. «Дом Мельникова. Интерьер гостиной». 1944. Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Константин Мельников. «Дом Мельникова. Интерьер гостиной». 1944.
Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева

Подобных сюрпризов в книге немало. Здесь показаны не только ключевые постройки и проекты Мельникова, но и его живопись и графика (неожиданно традиционные), ученические работы в классицистическом духе, конкурсные листы, созданные в период забвения. Многое опубликовано впервые.

«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие: Каталог выставки». М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2022. 192 с.: ил.
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие: Каталог выставки». М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2022. 192 с.: ил.

Столичный каталог выставки «Мир как беспредметность» почти идентичен тому, что вышел годом ранее в Екатеринбурге. Тот же набор статей — о группе Уновис («Утвердители нового искусства»), основанной Казимиром Малевичем в Витебске, и деятельности петроградского Гинхука (Государственного института художественной культуры), о пути от супрематизма к его наследнику — пластическому реализму. Важную роль играют дневники одного из учеников Малевича, Льва Юдина. Его записи дают персональный, а не отстраненно исследовательский взгляд на описываемые события и искусство соратников. Набор произведений в каталоге, как и на выставке, немного отличается от того, что был представлен в Ельцин Центре: добавились фарфор из музея-усадьбы «Кусково» и предметы из Эрмитажа. На обложку же поместили картину Анны Лепорской «Три фигуры», восстановленную после громкой истории с пририсованными глазками, причем у боковых фигур можно заметить проглядывающие под слоем краски черты лица, намеченные, а затем закрашенные самой художницей.

Марк Шагал. «Вид в сад (Интерьер на даче)». 1917. Фото: Музей-квартира И.И. Бродского
Марк Шагал. «Вид в сад (Интерьер на даче)». 1917.
Фото: Музей-квартира И.И. Бродского

Каталоги позволяют зафиксировать два важных рубежа. Первый — это конец 1920-х — начало 1930-х годов, когда эпоха неукротимых экспериментов начала схлопываться: антреприза Дягилева прекратила существование после его смерти в 1929 году, а изобретения архитекторов-новаторов и художников-авангардистов все больше расходились с официальной эстетикой, утверждавшейся в СССР. Второй — это 1960–1970-е годы, когда происходит своеобразное возрождение: за границей возникает новый виток интереса к дягилевским балетам и проходят выставки русского авангарда, у нас начинают осторожно вспоминать заслуги Мельникова. Сегодня Ballets Russes, мельниковская архитектура и супрематизм, о которых на родине в свое время почти забыли, выступают как три эксклюзивных русских бренда и потому могут служить предостережением от идеологической слепоты, которая приводит к остракизму под предлогом эфемерной заботы о традициях. Об этом и напоминают выставки и каталоги.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+