18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Женщины наполняют пустоту смыслом в фонде Ruarts

Вита Буйвид. Серия «Вещдок» №1, №2. 2013. Фото: Фонд Ruarts
Вита Буйвид. Серия «Вещдок» №1, №2. 2013.
Фото: Фонд Ruarts
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Произведения российских художников-женщин XX–XXI веков на выставке «Великая пустота» осмысляют пустоту не только как результат нехватки, отсутствия и потерь, но и как поле возможностей. Это пустота со знаком плюс, а не со знаком минус

Одна из целей проекта фонда Ruarts — исправить гендерный перекос на отечественной арт-сцене и непосредственно в собрании фонда, но экспозиция отнюдь не строится в русле феминистского дискурса. Ее центральная тема — пустота.

Аня Желудь. «Floor Handler». 2021. Фото: Фонд Ruarts
Аня Желудь. «Floor Handler». 2021.
Фото: Фонд Ruarts

Нынешний год — год потерь. Потерь опор и ориентиров в жизни, долгосрочных планов и близких людей, с которыми разделяют то расстояния, то противоречия. Для многих это сопровождается щемящей пустотой внутри, поэтому тема выставки звучит остро. Куратор Анна Журба так комментирует концепцию: «Физическое и экзистенциальное переживание пустоты выкрутили на максимум. Сегодня мы говорим о пустоте из ее эпицентра».

Надо заметить, что пустота осмысляется здесь не только как результат нехватки, отсутствия и потерь, но и как поле возможностей. Это пустота со знаком плюс, а не со знаком минус. Отсюда и название — «Великая пустота». Оно отсылает, с одной стороны, к названию кинокартины Паоло Соррентино «Великая красота», а с другой — к области в космосе, которую астрономы назвали «Войдом Волопаса», или, иначе, «Великой пустотой». Если смотреть на нее в телескоп, увидишь лишь черную беззвездную зону, но в действительности там бесконечность.

Елена Артеменко. «Вещи, которые имеют вес». 2020-2021. Фото: Фонд Ruarts
Елена Артеменко. «Вещи, которые имеют вес». 2020-2021.
Фото: Фонд Ruarts

Среди тех, кто на выставке наполняет пустоту бесконечностью смыслов, видные российские художницы разных поколений и эстетических убеждений. Это и представительница московского концептуализма Ирина Нахова, и последовательница неоакадемизма Ольга Тобрелутс, и Айдан Салахова, искусству которой присущи чувственность и эротизм. Зритель увидит аскетичные инсталляции Ани Желудь, изображающие предметы повсе­дневного обихода, от которых остались лишь контуры, и обманчивые мраморные скульптуры Елены Артеменко. Вита Буйвид представит объекты из серии «Вещдок», в основу которой легли рассказы ее мамы о блокаде: ситцевые платьица 1940-х годов, превращенные в гипсовые барельефы, свидетельствуют о желании любить и быть красивой даже в безрадостные годы вой­ны. Также в проек­те фонда задействованы работы Алисы Горшениной, Кати Исаевой, Таус Махачевой, Маяны Насыбулловой и других художниц.

Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное». 2020. Фото: Фонд Ruarts
Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное». 2020.
Фото: Фонд Ruarts

Но почему же пустота на выставке заговорила именно голосами женщин? Согласно одной из точек зрения на женское искусство, оно является более чувственным и эмоциональным, нежели мужское — строгое и эгоцентричное. И раз экспозиция посвящена именно переживанию пустоты, а не пустоте как некой абстрактной категории, женский ракурс кажется здесь более подходящим. И к слову, первое (или одно из первых) абстрактное изображение пустоты в живописи тоже принадлежит женщине — амазонке русского авангарда Наталии Гончаровой.  

Фонд Ruarts
«Великая пустота»
До 4 июня 2023

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+