Женщины наполняют пустоту смыслом в фонде Ruarts

Вита Буйвид. Серия «Вещдок» №1, №2. 2013. Фото: Фонд Ruarts
Вита Буйвид. Серия «Вещдок» №1, №2. 2013.
Фото: Фонд Ruarts
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Произведения российских художников-женщин XX–XXI веков на выставке «Великая пустота» осмысляют пустоту не только как результат нехватки, отсутствия и потерь, но и как поле возможностей. Это пустота со знаком плюс, а не со знаком минус

Одна из целей проекта фонда Ruarts — исправить гендерный перекос на отечественной арт-сцене и непосредственно в собрании фонда, но экспозиция отнюдь не строится в русле феминистского дискурса. Ее центральная тема — пустота.

Аня Желудь. «Floor Handler». 2021. Фото: Фонд Ruarts
Аня Желудь. «Floor Handler». 2021.
Фото: Фонд Ruarts

Нынешний год — год потерь. Потерь опор и ориентиров в жизни, долгосрочных планов и близких людей, с которыми разделяют то расстояния, то противоречия. Для многих это сопровождается щемящей пустотой внутри, поэтому тема выставки звучит остро. Куратор Анна Журба так комментирует концепцию: «Физическое и экзистенциальное переживание пустоты выкрутили на максимум. Сегодня мы говорим о пустоте из ее эпицентра».

Надо заметить, что пустота осмысляется здесь не только как результат нехватки, отсутствия и потерь, но и как поле возможностей. Это пустота со знаком плюс, а не со знаком минус. Отсюда и название — «Великая пустота». Оно отсылает, с одной стороны, к названию кинокартины Паоло Соррентино «Великая красота», а с другой — к области в космосе, которую астрономы назвали «Войдом Волопаса», или, иначе, «Великой пустотой». Если смотреть на нее в телескоп, увидишь лишь черную беззвездную зону, но в действительности там бесконечность.

Елена Артеменко. «Вещи, которые имеют вес». 2020-2021. Фото: Фонд Ruarts
Елена Артеменко. «Вещи, которые имеют вес». 2020-2021.
Фото: Фонд Ruarts

Среди тех, кто на выставке наполняет пустоту бесконечностью смыслов, видные российские художницы разных поколений и эстетических убеждений. Это и представительница московского концептуализма Ирина Нахова, и последовательница неоакадемизма Ольга Тобрелутс, и Айдан Салахова, искусству которой присущи чувственность и эротизм. Зритель увидит аскетичные инсталляции Ани Желудь, изображающие предметы повсе­дневного обихода, от которых остались лишь контуры, и обманчивые мраморные скульптуры Елены Артеменко. Вита Буйвид представит объекты из серии «Вещдок», в основу которой легли рассказы ее мамы о блокаде: ситцевые платьица 1940-х годов, превращенные в гипсовые барельефы, свидетельствуют о желании любить и быть красивой даже в безрадостные годы вой­ны. Также в проек­те фонда задействованы работы Алисы Горшениной, Кати Исаевой, Таус Махачевой, Маяны Насыбулловой и других художниц.

Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное». 2020. Фото: Фонд Ruarts
Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное». 2020.
Фото: Фонд Ruarts

Но почему же пустота на выставке заговорила именно голосами женщин? Согласно одной из точек зрения на женское искусство, оно является более чувственным и эмоциональным, нежели мужское — строгое и эгоцентричное. И раз экспозиция посвящена именно переживанию пустоты, а не пустоте как некой абстрактной категории, женский ракурс кажется здесь более подходящим. И к слову, первое (или одно из первых) абстрактное изображение пустоты в живописи тоже принадлежит женщине — амазонке русского авангарда Наталии Гончаровой.  

Фонд Ruarts
«Великая пустота»
До 4 июня 2023

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+