18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женщины наполняют пустоту смыслом в фонде Ruarts

Вита Буйвид. Серия «Вещдок» №1, №2. 2013. Фото: Фонд Ruarts
Вита Буйвид. Серия «Вещдок» №1, №2. 2013.
Фото: Фонд Ruarts
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Произведения российских художников-женщин XX–XXI веков на выставке «Великая пустота» осмысляют пустоту не только как результат нехватки, отсутствия и потерь, но и как поле возможностей. Это пустота со знаком плюс, а не со знаком минус

Одна из целей проекта фонда Ruarts — исправить гендерный перекос на отечественной арт-сцене и непосредственно в собрании фонда, но экспозиция отнюдь не строится в русле феминистского дискурса. Ее центральная тема — пустота.

Аня Желудь. «Floor Handler». 2021. Фото: Фонд Ruarts
Аня Желудь. «Floor Handler». 2021.
Фото: Фонд Ruarts

Нынешний год — год потерь. Потерь опор и ориентиров в жизни, долгосрочных планов и близких людей, с которыми разделяют то расстояния, то противоречия. Для многих это сопровождается щемящей пустотой внутри, поэтому тема выставки звучит остро. Куратор Анна Журба так комментирует концепцию: «Физическое и экзистенциальное переживание пустоты выкрутили на максимум. Сегодня мы говорим о пустоте из ее эпицентра».

Надо заметить, что пустота осмысляется здесь не только как результат нехватки, отсутствия и потерь, но и как поле возможностей. Это пустота со знаком плюс, а не со знаком минус. Отсюда и название — «Великая пустота». Оно отсылает, с одной стороны, к названию кинокартины Паоло Соррентино «Великая красота», а с другой — к области в космосе, которую астрономы назвали «Войдом Волопаса», или, иначе, «Великой пустотой». Если смотреть на нее в телескоп, увидишь лишь черную беззвездную зону, но в действительности там бесконечность.

Елена Артеменко. «Вещи, которые имеют вес». 2020-2021. Фото: Фонд Ruarts
Елена Артеменко. «Вещи, которые имеют вес». 2020-2021.
Фото: Фонд Ruarts

Среди тех, кто на выставке наполняет пустоту бесконечностью смыслов, видные российские художницы разных поколений и эстетических убеждений. Это и представительница московского концептуализма Ирина Нахова, и последовательница неоакадемизма Ольга Тобрелутс, и Айдан Салахова, искусству которой присущи чувственность и эротизм. Зритель увидит аскетичные инсталляции Ани Желудь, изображающие предметы повсе­дневного обихода, от которых остались лишь контуры, и обманчивые мраморные скульптуры Елены Артеменко. Вита Буйвид представит объекты из серии «Вещдок», в основу которой легли рассказы ее мамы о блокаде: ситцевые платьица 1940-х годов, превращенные в гипсовые барельефы, свидетельствуют о желании любить и быть красивой даже в безрадостные годы вой­ны. Также в проек­те фонда задействованы работы Алисы Горшениной, Кати Исаевой, Таус Махачевой, Маяны Насыбулловой и других художниц.

Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное». 2020. Фото: Фонд Ruarts
Алиса Горшенина. Наличник из серии «Русское инородное». 2020.
Фото: Фонд Ruarts

Но почему же пустота на выставке заговорила именно голосами женщин? Согласно одной из точек зрения на женское искусство, оно является более чувственным и эмоциональным, нежели мужское — строгое и эгоцентричное. И раз экспозиция посвящена именно переживанию пустоты, а не пустоте как некой абстрактной категории, женский ракурс кажется здесь более подходящим. И к слову, первое (или одно из первых) абстрактное изображение пустоты в живописи тоже принадлежит женщине — амазонке русского авангарда Наталии Гончаровой.  

Фонд Ruarts
«Великая пустота»
До 4 июня 2023

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+