18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ранний пейзаж Василия Кандинского вернут в семью

Василий Кандинский. «Вид Мурнау с церковью». 1910. Фото: Van Abbemuseum
Василий Кандинский. «Вид Мурнау с церковью». 1910.
Фото: Van Abbemuseum
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Нидерландский Музей ван Аббе по решению комиссии по реституции передаст картину «Вид Мурнау с церковью» наследникам еврейской собирательницы искусства, которая владела ею до начала Второй мировой войны

Нидерландская комиссия по реституции, отменив свое недавнее решение в отношении одной из самых важных работ Василия Кандинского, фактически «переобу­лась в прыжке». В итоге картина все-таки должна быть возвращена наследникам еврейской собирательницы искусства, которой она принадлежала до начала Второй мировой войны.

Национальная коллегия, рассматривающая иски и претензии по вопросам украденных и конфискованных нацистами произведений искусства, постановила, что «Вид Мурнау с церковью» (1910) должен быть передан семье Йоханны Маргарет Штерн-Липпман, погибшей в Освенциме в 1944 году.

Полотно с 1951 года находится в собственности нидерландского города Эйндховен и хранится в местном Музее ван Аббе. Институция приобрела его у еврейского торговца Карла Легата, работавшего с Миртилом Франком, мужем фотографа Меты Эрлих. Оба дилера сотрудничали с агентством Мюльмана, которое функционировало как перевалочный пункт для произведений искусства, экспроприированных в оккупированных немцами Нидерландах (их семьи, благодаря этому, не были депортированы).

Двенадцать наследников, объединив усилия, годами боролись за возвращение своего Кандинского и наконец добились успеха — после апелляции на предыдущее решение, принятое комиссией по реституции в январе 2018 года. Первоначально иск отклонили из-за «недостаточного количества фактов и точно установленных обстоятельств, на основании которых можно было бы с достаточной степенью уверенности сделать вывод, что это произведение искусства перестало находиться во владении Штерн-Липпман именно при нацистском режиме».

Экспозиция Музея ван Аббе. Фото: Wikimedia Commons
Экспозиция Музея ван Аббе.
Фото: Wikimedia Commons

Тогда наследники с решением экспертов не согласились и подали гражданский иск против городских властей Эйндховена, требуя пересмотра дела в свете новых доказательств. И городской совет пошел навстречу, в результате чего комиссии, первоначально отказавшейся от рассмотрения дела, пришлось его возобновить. И все благодаря новой улике — открытке 1966 года, в которой жена Миртила Франка называет спорную картину «нашим Кандинским». Это убедило членов комиссии. «Весьма вероятно, что эта работа Кандинского принадлежала к коллекции Маргарет Штерн-Липпман, и вполне возможно, что последняя не по своей воле лишилась произведения в результате обстоятельств, непосредственно связанных с нацистским режимом», — заключили эксперты. Также комиссия подтвердила, что городской совет Эйндховена отказался от права апеллировать к закону о  добросовестном приобретателе.

Немало еврейских семей бежало в Нидерланды, пытаясь спастись от нацистской Германии. С 1940 года, во время немецкой оккупации, многие произведения искусства были брошены, конфискованы у владельцев или вынужденно проданы.

Новый этап начался в ап­реле 2021 года, когда Комитет Конштамма, созданный для исследования и оценки политики Нидерландов в отношении реституции, опубликовал свои рекомендации. Тогда правительство страны приняло новую систему оценки исков о реституции.

В отчете Конштамма рассматриваются недостатки метода «уравновешивания интересов» и подчеркивается важность проведения систематических исследований провенанса экспонатов, находящихся в государственных коллекциях Нидерландов. Там же содержится рекомендация, согласно которой правительству «следует — при определенных обстоятельствах — воздерживаться от апеллирования к закону о добросовестном приобретении работ», который защищает покупателей, не знавших о незаконности сделки.

Реституция пейзажа Кандинского — свежий пример новой реституционной политики Нидерландов, занявших сторону еврейских семей, стремящихся вернуть себе их прежнее имущество. Так, в 2018 году комиссия постановила, что «Картина с домами» (1909) Кандинского должна остаться в амстердамском Стеделейк-музее, потому что занимает «центральное место» в коллекции с 1940 года. Но уже в марте 2022 года, после затяжной судебной тяжбы, работу все же вернули семье первоначального владельца, коллекционера Ирмы Кляйн. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+