18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На аукцион выставлена коллекция икон Александра Липницкого

Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Часть собрания икон рок-музыканта и коллекционера, погибшего почти два года назад, выставлена на торги Аукционного дома Клуба коллекционеров графики. В ней преобладают иконы северного происхождения XVI–XIX веков

На аукцион, который проведет Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, попали 46 икон — это только часть собрания, которое Александр Липницкий собирал на протяжении всей жизни. Всю коллекцию планируют распродать в несколько этапов, ее полная стоимость пока не раскрывается. Стоимость первой части собрания, которую представят 17 декабря (общедоступная предаукционная выставка работает с 12 по 17 декабря), может достигать 30 млн руб.

Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Коллекция достаточно хорошо известна зрителям и профессионалам: иконы из нее неоднократно показывали на выставках. Последняя прошла осенью нынешнего года в Музее имени Рублева; на ней были показаны не только иконы, рамы и оклады к ним, но и личные вещи рок-гитариста, основавшего вместе со своим школьным другом Петром Мамоновым рок-группу «Звуки Му».

Как рассказывал TANR сам Александр Липницкий, иконами он интересовался с юности — и чтобы отличаться от «серого большинства», и чтобы заработать денег. Его коллекционерские вкусы менялись со временем. Иконами северных писем он увлекся уже в 1980-е, после паузы, заполненной музыкальной деятельностью. «В 1970–1980-е годы, когда формировалось ядро коллекции, главной целью собирателей иконописи были древние иконы, созданные в крупных художественных центрах. Липницкий посчитал, что достойной конкуренции владельцам уже существовавших таких собраний древностей он составить не сможет. Кроме того, ему хотелось, чтобы коллекция сразу обрела собственное лицо», — говорит Степан Вишневский, основатель аукционного дома. И она, несомненно, его обрела; сам Александр Липницкий называл ее «моя нарядная коллекция».

Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Топ-лотом торгов эксперты называют образ преподобного Алексия, человека Божия, выполненный в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского; его стартовая цена — 1,6 млн руб. Не менее значимый образ — «Великомученица Параскева Пятница», покровительница торговли и ремесел, со стартовой стоимостью 1,2 млн руб. Эту икону, написанную в середине — второй половине XVI века среднерусским мастером, в окладе XVIII века, Александр Липницкий купил из собрания еще одного крупного коллекционера икон во второй половине ХХ века — Михаила Де Буара (Елизаветина). Такой же провенанс имеет икона «Святая Троица» («Сопрестолие»), которую выставят на аукционе по стартовой цене 900 тыс. руб.

Александр Липницкий придавал огромное значение деятельности частных коллекционеров икон, разрабатывающих темы, которые игнорируют крупные государственные музеи. Его собрание северных икон, староверских складней, киотов-божниц, любовь к искалеченным иконам, которые он стремился восстановить, а также внимательное отношение к окладам, даже поздним, как свидетельствам бытования икон уникальны. Кроме того, он был щедрым меценатом.

Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

На вопрос о том, как он представляет себе дальнейшую судьбу икон, которыми владеет или когда-то владел, Александр Липницкий ответил TANR в интервью 2017 года так: «Иногда бывают сожаления, что из-за каких-то денежных затруднений ты расстался с иконой дешево, бездарно. Но если икона куплена коллекционером или передана в храм, это прекрасное продолжение ее истории».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+