18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На аукцион выставлена коллекция икон Александра Липницкого

Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Часть собрания икон рок-музыканта и коллекционера, погибшего почти два года назад, выставлена на торги Аукционного дома Клуба коллекционеров графики. В ней преобладают иконы северного происхождения XVI–XIX веков

На аукцион, который проведет Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, попали 46 икон — это только часть собрания, которое Александр Липницкий собирал на протяжении всей жизни. Всю коллекцию планируют распродать в несколько этапов, ее полная стоимость пока не раскрывается. Стоимость первой части собрания, которую представят 17 декабря (общедоступная предаукционная выставка работает с 12 по 17 декабря), может достигать 30 млн руб.

Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Коллекция достаточно хорошо известна зрителям и профессионалам: иконы из нее неоднократно показывали на выставках. Последняя прошла осенью нынешнего года в Музее имени Рублева; на ней были показаны не только иконы, рамы и оклады к ним, но и личные вещи рок-гитариста, основавшего вместе со своим школьным другом Петром Мамоновым рок-группу «Звуки Му».

Как рассказывал TANR сам Александр Липницкий, иконами он интересовался с юности — и чтобы отличаться от «серого большинства», и чтобы заработать денег. Его коллекционерские вкусы менялись со временем. Иконами северных писем он увлекся уже в 1980-е, после паузы, заполненной музыкальной деятельностью. «В 1970–1980-е годы, когда формировалось ядро коллекции, главной целью собирателей иконописи были древние иконы, созданные в крупных художественных центрах. Липницкий посчитал, что достойной конкуренции владельцам уже существовавших таких собраний древностей он составить не сможет. Кроме того, ему хотелось, чтобы коллекция сразу обрела собственное лицо», — говорит Степан Вишневский, основатель аукционного дома. И она, несомненно, его обрела; сам Александр Липницкий называл ее «моя нарядная коллекция».

Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Топ-лотом торгов эксперты называют образ преподобного Алексия, человека Божия, выполненный в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского; его стартовая цена — 1,6 млн руб. Не менее значимый образ — «Великомученица Параскева Пятница», покровительница торговли и ремесел, со стартовой стоимостью 1,2 млн руб. Эту икону, написанную в середине — второй половине XVI века среднерусским мастером, в окладе XVIII века, Александр Липницкий купил из собрания еще одного крупного коллекционера икон во второй половине ХХ века — Михаила Де Буара (Елизаветина). Такой же провенанс имеет икона «Святая Троица» («Сопрестолие»), которую выставят на аукционе по стартовой цене 900 тыс. руб.

Александр Липницкий придавал огромное значение деятельности частных коллекционеров икон, разрабатывающих темы, которые игнорируют крупные государственные музеи. Его собрание северных икон, староверских складней, киотов-божниц, любовь к искалеченным иконам, которые он стремился восстановить, а также внимательное отношение к окладам, даже поздним, как свидетельствам бытования икон уникальны. Кроме того, он был щедрым меценатом.

Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

На вопрос о том, как он представляет себе дальнейшую судьбу икон, которыми владеет или когда-то владел, Александр Липницкий ответил TANR в интервью 2017 года так: «Иногда бывают сожаления, что из-за каких-то денежных затруднений ты расстался с иконой дешево, бездарно. Но если икона куплена коллекционером или передана в храм, это прекрасное продолжение ее истории».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+