18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

На аукцион выставлена коллекция икон Александра Липницкого

Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Ангел-хранитель с избранными святыми». Вторая половина XIX в. Мстёра.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Часть собрания икон рок-музыканта и коллекционера, погибшего почти два года назад, выставлена на торги Аукционного дома Клуба коллекционеров графики. В ней преобладают иконы северного происхождения XVI–XIX веков

На аукцион, который проведет Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, попали 46 икон — это только часть собрания, которое Александр Липницкий собирал на протяжении всей жизни. Всю коллекцию планируют распродать в несколько этапов, ее полная стоимость пока не раскрывается. Стоимость первой части собрания, которую представят 17 декабря (общедоступная предаукционная выставка работает с 12 по 17 декабря), может достигать 30 млн руб.

Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Святая Троица (Сопрестолие)». Конец XVIII – начало XIX в. Павлово-на-Оке.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Коллекция достаточно хорошо известна зрителям и профессионалам: иконы из нее неоднократно показывали на выставках. Последняя прошла осенью нынешнего года в Музее имени Рублева; на ней были показаны не только иконы, рамы и оклады к ним, но и личные вещи рок-гитариста, основавшего вместе со своим школьным другом Петром Мамоновым рок-группу «Звуки Му».

Как рассказывал TANR сам Александр Липницкий, иконами он интересовался с юности — и чтобы отличаться от «серого большинства», и чтобы заработать денег. Его коллекционерские вкусы менялись со временем. Иконами северных писем он увлекся уже в 1980-е, после паузы, заполненной музыкальной деятельностью. «В 1970–1980-е годы, когда формировалось ядро коллекции, главной целью собирателей иконописи были древние иконы, созданные в крупных художественных центрах. Липницкий посчитал, что достойной конкуренции владельцам уже существовавших таких собраний древностей он составить не сможет. Кроме того, ему хотелось, чтобы коллекция сразу обрела собственное лицо», — говорит Степан Вишневский, основатель аукционного дома. И она, несомненно, его обрела; сам Александр Липницкий называл ее «моя нарядная коллекция».

Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Преподобный Алексий Человек Божий в молении Спасителю». Последняя треть XVIII в. Каргополь, круг Ивана Богданова- Карбатовского.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

Топ-лотом торгов эксперты называют образ преподобного Алексия, человека Божия, выполненный в последней трети XVIII века мастерами поонежской артели Ивана Богданова-Карбатовского; его стартовая цена — 1,6 млн руб. Не менее значимый образ — «Великомученица Параскева Пятница», покровительница торговли и ремесел, со стартовой стоимостью 1,2 млн руб. Эту икону, написанную в середине — второй половине XVI века среднерусским мастером, в окладе XVIII века, Александр Липницкий купил из собрания еще одного крупного коллекционера икон во второй половине ХХ века — Михаила Де Буара (Елизаветина). Такой же провенанс имеет икона «Святая Троица» («Сопрестолие»), которую выставят на аукционе по стартовой цене 900 тыс. руб.

Александр Липницкий придавал огромное значение деятельности частных коллекционеров икон, разрабатывающих темы, которые игнорируют крупные государственные музеи. Его собрание северных икон, староверских складней, киотов-божниц, любовь к искалеченным иконам, которые он стремился восстановить, а также внимательное отношение к окладам, даже поздним, как свидетельствам бытования икон уникальны. Кроме того, он был щедрым меценатом.

Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в. Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики
Икона «Великомученица Параскева Пятница». Вторая половина XVI в.
Фото: Аукционный дом Клуба коллекционеров графики

На вопрос о том, как он представляет себе дальнейшую судьбу икон, которыми владеет или когда-то владел, Александр Липницкий ответил TANR в интервью 2017 года так: «Иногда бывают сожаления, что из-за каких-то денежных затруднений ты расстался с иконой дешево, бездарно. Но если икона куплена коллекционером или передана в храм, это прекрасное продолжение ее истории».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+