18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

О чем говорят манифесты и что они подразумевают

Анри Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта». 1909. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Анри Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта». 1909. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Ровно 100 деклараций и заявлений художников ХХ века — теперь по-русски. Сборник, подготовленный Алексом Данчевым, поможет не только понять, но и почувствовать, что именно стояло за всевозможными новшествами, эскападами, разрывами и союзами

Книга британского историка Алекса Данчева, объединившая 100 манифестов за последние 100 лет истории искусства, вышла в издательстве Pinguin Press в 2011 году и теперь увидела свет на русском языке под редакцией Катарины Лопаткиной. С английского она переведена целиком — за исключением текстов, изначально написанных на русском. Уже существующие переводы с языков оригинала в это издание не включены.

Составитель книги не только искусствовед (в его послужном списке биографии Жоржа Брака, Рене Магритта и Поля Сезанна), но и специалист по военной истории и международным отношениям, что примечательно, учитывая происхождение термина «авангард» и его интернационалистские устремления. Разносторонние интересы Данчева наложили отпечаток и на характер «100 манифестов». Каждая из деклараций предваряется комментарием, интеллектуальным и изящным, но не совсем академичным. Они воспринимаются как увлекательное чтение, но не историческая справка. Которая между тем бывает очень нужна.

Алекс Данчев. «100 арт-манифестов: от футуристов до стакистов». М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 584 с.
Алекс Данчев. «100 арт-манифестов: от футуристов до стакистов». М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 584 с.

Подобную книгу на русском языке давно стоило напечатать. Манифесты российского и советского авангарда в определенном объеме известны и опубликованы, а вот голоса из «100 манифестов» в русскоязычном контексте почти не звучали. Теоретические тексты художников: Георга Базелица, Филиппо Томмазо Маринетти, Барнетта Ньюмана, Класа Ольденбурга, Лучо Фонтаны, а также литераторов, кинематографистов и архитекторов (Андре Бретон, Дерек Джармен, Чарльз Дженкс, Вернер Херцог и другие), за редким исключением, не переводились. Да и сами работы представителей дада, французских ситуационистов или британских стакистов, чьими манифестами заканчивается сборник, не то чтобы активно экспонировались в России. Читателю предстоит познакомиться сначала с идеями, а уж затем разбираться, где и каким образом они нашли свое воплощение.

Конечно, непросто осваивать тексты художников, не видя работ. К тому же не всегда понятны полемические реплики и «пощечины общественному вкусу». Да и сами манифесты в массе своей не представляют собой логически связанного текста с обоснованной аргументацией. Многие составлены если не воинствующим тоном, то витиевато и иронически, как в случае Р.-Б.Китая или Мины Лой, с пространными теоретическими вставками в духе Казимира Малевича, которые перемежаются декларациями о намерениях сродни желанию футуриста Умберто Боччони объявить «войну всем художникам и институтам, которые настойчиво прячутся за фасадом фальшивой современности».

Дзига Вертов — советский кинорежиссер-экспериментатор, вошедший в число героев книги «100 манифестов». Фото: Österreichisches Filmmuseum
Дзига Вертов — советский кинорежиссер-экспериментатор, вошедший в число героев книги «100 манифестов».
Фото: Österreichisches Filmmuseum

Но именно в таком калейдоскопе просматриваются контуры эволюции манифеста как жанра. Декларации начала ХХ столетия возводили конкретное явление в абсолют, даже ценой приравнивания его к «ничто», устами Тристана Тцара провозглашая, что «дада ничего не значит», и «сбрасывая с парохода современности» всех, кто не подписался под его содержанием. В середине века раздаются призывы вглядеться в современность и создавать искусство, отвечающее ее вызовам (Лучо Фонтана), позволяющее точнее воспринимать, адекватнее переживать (Fluxus) и критиковать окружающую реальность (Ги Дебор, Густав Мецгер), но не переписывая ее и не провозглашая пришествие новой. Манифесты последних десятилетий выглядят как способ художника объясниться со зрителем, раскрыть суть своего метода, имеющего право на существование среди прочих, но предпочтительного для автора по ряду причин. «Выяснить, что ценно, и утвердиться в этом, рискуя столкнуться с презрением» (Остин Уильямс и другие, «Манифест. К новому гуманизму в архитектуре», 2008), и, будучи «в долгу перед своими картинами», «описать их напряженное рождение особенно точно» (Р.-Б.Китай, «Первый манифест диаспористов», 1989).

Отдельные манифесты познавательны и литературны. Легкими росчерками Клас Ольденбург («Я за искусство», 1961) и Чарльз Дженкс («13 положений постмодернистской архитектуры», 1996) разъясняют суть поп-арта и феномена постмодерна. А часто упускаемое из виду вступление к футуристическому манифесту 1909 года воспринимается как лирический текст, в свете которого смысл манифеста буквально встает с ног на голову. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+