18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейная отрасль Монголии получила «Чингисхана»

Фрагмент двери музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Фрагмент двери музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В конце ноября страна широко отпразднует 860-летие Чингисхана. Накануне этой даты в столице Монголии, Улан-Баторе, открылся новый музей, носящий имя легендарного правителя

В центре монгольской столицы состоялось торжественное открытие музея, получившего наименование «Чингисхан». На церемонии выступил с речью президент страны Ухнаагийн Хурэлсух, который выразил намерение развивать музей как международный исследовательский центр. А директор новой институции, академик и экс-министр культуры Сампилдондовын Чулуун сообщил, что «музей входит в десятку лучших в Азии». В ходе церемонии конно­гвардейцы доставили из дворца правительства в новое здание древний символ государственности — девять бунчуков, которые представляют собой древки, увенчанные фрагментами грив белых коней со всей Монголии.

Торжественное открытие музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Торжественное открытие музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum

Девятиэтажное здание общей площадью около 11 тыс. кв. м было возведено после соответствующего указа президента, обнародованного в июле 2019 года. Несмотря на логистические трудности, связанные с пандемией коронавируса, строительство завершилось лишь с небольшим запозданием, которое не нарушило юбилейных планов.

Сведения об авторском коллективе проектировщиков в официальных сообщениях не встречаются; нигде также не говорится о средствах, потраченных на реализацию проекта. Известно лишь, что строительство велось за счет государственного бюджета.

Хотя военачальник Тэмуджин, объединивший монгольские племена и выбранный в 1206 году ханом под именем Чингис, выступает центральной фигурой в новом музее, хронология здесь отсчитывается от времен гораздо более ранних.

Здание музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Здание музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum

Задолго до рождения Тэмуджина уже существовала могущественная империя хунну, соперничавшая с Китаем (именно тогда в оборонительных целях возводилась Великая Китайская стена).

При Чингисхане произошел своего рода «перезапуск» империи; после его смерти историю Монголии веками определяли правители-чингисиды, правда во многом под китайским влиянием. В целом экспозиция охватывает около двух тысячелетий — вплоть до революции 1911 года.

Большую историческую протяженность (а заодно и «классовый характер» экспозиции) еще до открытия будущего музея его директор акцентировал в интервью агентству Монцамэ: «Это не музей Чингисхана, а национальный музей, названный его именем. Другими словами, это государственный музей монгольских ханов и знати».

Диадема Бильге-кагана. VI–VIII вв. Монгольский национальный музей. Фото: Chinggis Khaan Museum
Диадема Бильге-кагана. VI–VIII вв. Монгольский национальный музей.
Фото: Chinggis Khaan Museum

Институция возникла не с нуля: в феврале 2020 года ей были переданы фонды прежнего Музея истории монгольской государственности. Хотя тот оказался не единственным источником экспонатов, их аккумулировали из разных мест — в том числе запрашивая копии в иностранных музеях и архивах. Среди важнейших поступлений такого рода — доскональное воспроизведение так называемого «Чингисова камня», древнейшего памятника старомонгольской письменности, хранящегося в Государственном Эрмитаже.

Суммарно в новой институции насчитывается сейчас около 12 тыс. единиц хранения. Несмотря на активное привлечение копий из-за рубежа, 93% этих фондов составляют подлинники, подчеркивают в музее.

Помимо демонстрации артефактов (упомянута, в частности, статуя Чингисхана, выполненная из золота), здесь широко использованы мультимедийные возможности, включая технологии дополненной и виртуальной реальности. Анонсированы детский образовательный центр, пространство для людей с ограниченными возможностями, учебный кинотеатр.

Седло-подкова. XIII в. Фото: Chinggis Khaan Museum
Седло-подкова. XIII в.
Фото: Chinggis Khaan Museum

Во времена Монгольской Народной Республики, вставшей на путь социалистического развития, культ Чингисхана на официальном уровне не поддерживался, однако в последние три десятилетия его фигура все чаще воспринимается в качестве основополагающей для национальной идентичности.

Ярким проявлением такого тренда стал, например, первый в Монголии музей Чингисхана, построенный возле селения Цонжин-Болдоге в окрестностях Улан-Батора еще в 2008 году. Его округлое здание служит постаментом для гигантской конной статуи правителя высотой 40 м. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+