18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музейная отрасль Монголии получила «Чингисхана»

Фрагмент двери музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Фрагмент двери музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В конце ноября страна широко отпразднует 860-летие Чингисхана. Накануне этой даты в столице Монголии, Улан-Баторе, открылся новый музей, носящий имя легендарного правителя

В центре монгольской столицы состоялось торжественное открытие музея, получившего наименование «Чингисхан». На церемонии выступил с речью президент страны Ухнаагийн Хурэлсух, который выразил намерение развивать музей как международный исследовательский центр. А директор новой институции, академик и экс-министр культуры Сампилдондовын Чулуун сообщил, что «музей входит в десятку лучших в Азии». В ходе церемонии конно­гвардейцы доставили из дворца правительства в новое здание древний символ государственности — девять бунчуков, которые представляют собой древки, увенчанные фрагментами грив белых коней со всей Монголии.

Торжественное открытие музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Торжественное открытие музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum

Девятиэтажное здание общей площадью около 11 тыс. кв. м было возведено после соответствующего указа президента, обнародованного в июле 2019 года. Несмотря на логистические трудности, связанные с пандемией коронавируса, строительство завершилось лишь с небольшим запозданием, которое не нарушило юбилейных планов.

Сведения об авторском коллективе проектировщиков в официальных сообщениях не встречаются; нигде также не говорится о средствах, потраченных на реализацию проекта. Известно лишь, что строительство велось за счет государственного бюджета.

Хотя военачальник Тэмуджин, объединивший монгольские племена и выбранный в 1206 году ханом под именем Чингис, выступает центральной фигурой в новом музее, хронология здесь отсчитывается от времен гораздо более ранних.

Здание музея «Чингисхан». Фото: Chinggis Khaan Museum
Здание музея «Чингисхан».
Фото: Chinggis Khaan Museum

Задолго до рождения Тэмуджина уже существовала могущественная империя хунну, соперничавшая с Китаем (именно тогда в оборонительных целях возводилась Великая Китайская стена).

При Чингисхане произошел своего рода «перезапуск» империи; после его смерти историю Монголии веками определяли правители-чингисиды, правда во многом под китайским влиянием. В целом экспозиция охватывает около двух тысячелетий — вплоть до революции 1911 года.

Большую историческую протяженность (а заодно и «классовый характер» экспозиции) еще до открытия будущего музея его директор акцентировал в интервью агентству Монцамэ: «Это не музей Чингисхана, а национальный музей, названный его именем. Другими словами, это государственный музей монгольских ханов и знати».

Диадема Бильге-кагана. VI–VIII вв. Монгольский национальный музей. Фото: Chinggis Khaan Museum
Диадема Бильге-кагана. VI–VIII вв. Монгольский национальный музей.
Фото: Chinggis Khaan Museum

Институция возникла не с нуля: в феврале 2020 года ей были переданы фонды прежнего Музея истории монгольской государственности. Хотя тот оказался не единственным источником экспонатов, их аккумулировали из разных мест — в том числе запрашивая копии в иностранных музеях и архивах. Среди важнейших поступлений такого рода — доскональное воспроизведение так называемого «Чингисова камня», древнейшего памятника старомонгольской письменности, хранящегося в Государственном Эрмитаже.

Суммарно в новой институции насчитывается сейчас около 12 тыс. единиц хранения. Несмотря на активное привлечение копий из-за рубежа, 93% этих фондов составляют подлинники, подчеркивают в музее.

Помимо демонстрации артефактов (упомянута, в частности, статуя Чингисхана, выполненная из золота), здесь широко использованы мультимедийные возможности, включая технологии дополненной и виртуальной реальности. Анонсированы детский образовательный центр, пространство для людей с ограниченными возможностями, учебный кинотеатр.

Седло-подкова. XIII в. Фото: Chinggis Khaan Museum
Седло-подкова. XIII в.
Фото: Chinggis Khaan Museum

Во времена Монгольской Народной Республики, вставшей на путь социалистического развития, культ Чингисхана на официальном уровне не поддерживался, однако в последние три десятилетия его фигура все чаще воспринимается в качестве основополагающей для национальной идентичности.

Ярким проявлением такого тренда стал, например, первый в Монголии музей Чингисхана, построенный возле селения Цонжин-Болдоге в окрестностях Улан-Батора еще в 2008 году. Его округлое здание служит постаментом для гигантской конной статуи правителя высотой 40 м. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+