Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра

«Султан Санджар и старуха». Иллюстрация к поэме Низами Гянджеви «Сокровищница тайн». Фрагмент. 1546. Отдел манускриптов Национальной библиотеки Франции. Фото: Национальная библиотека Франции
«Султан Санджар и старуха». Иллюстрация к поэме Низами Гянджеви «Сокровищница тайн». Фрагмент. 1546. Отдел манускриптов Национальной библиотеки Франции.
Фото: Национальная библиотека Франции
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона

В ближайшие годы в западных музеях шедевров из России не увидеть, зато можно ожидать проекты из бывших советских республик, особенно интересные иностранному зрителю в связи с модным сейчас переосмыслением колониального дискурса. Отдельное внимание следует обратить на проекты, создаваемые Узбекистаном под эгидой местного Фонда развития культуры и искусства при кабинете министров. Этот фонд развил энергичную деятельность по популяризации местной культуры — как в области современного искусства (например, он отвечает за павильон на Венецианской биеннале), так и в отношении более традиционных жанров.

Панно в виде звезды, украшенной стилизованным растительным орнаментом. Керамическая мозаика. Центральная Азия. XIV в. Фото: Musée du Louvre
Панно в виде звезды, украшенной стилизованным растительным орнаментом. Керамическая мозаика. Центральная Азия. XIV в.
Фото: Musée du Louvre

В ноябре фонд приво­зит в Париж сразу два проекта об узбекской истории и искусстве. Первый, названный «Дорога в Самарканд, чудеса шелка и золота» и посвященный узбекскому текстилю и национальному костюму, пройдет в Институте арабского мира с 23 ноября по 4 июня. Более крупный и яркий проект, «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей», развернется в луврском крыле Ришелье, во дворе отдела исламского искусства.

Несмотря на то что в заглавие вынесено имя страны, образованной только в 1991 году, рассказывать экспозиция будет, разумеется, о более далеких временах, обо всех тех государствах, которые располагались на этих территориях — кто краешком, кто целиком: Бактрийское царство, Западный Тюркский каганат, империя Саманидов, Хивинское ханство и так далее. Причем это памятники не только исламского искусства, но и других религий, царивших в регионе, в первую очередь буддизма и зороастризма, что делает проект еще более разносторонним.

Фреска Красного зала дворца Варахши. Бухарский оазис. VIII в. Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан
Фреска Красного зала дворца Варахши. Бухарский оазис. VIII в.
Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан

Красной линией саги, рассказываемой кураторами, станет Великий шелковый путь — сеть караванных дорог сквозь Евразию, крайне важная для экономики ойкумены в течение полутора тысяч лет. Проект даже собирались назвать «Перекресток Шелкового пути», но затем передумали. Заметный кусок этого маршрута пролегал по современной узбекской территории, а местные города, такие как Самарканд и Бухара, были его важнейшими пунктами. Недавно, в начале июля, в Лувре завершилась выставка «Издалека. Миграции сырья и предметов», повествовавшая о том, как ценности попадали в Европу, — теперь фокус сместился и стал более глобальным.

Как рассказала глава исламского отдела Лувра Янник Линц, мысль об организации подобной выставки возникла еще в 2009 году, когда французы вели археологические раскопки в Бухаре. После того как она возглавила этот отдел, идея стала более конкретной, поскольку ей хотелось показать результаты этих исследований. За последние годы было организовано несколько совместных французско-узбекских археологических экспедиций, главные находки которых будут показаны в Париже. По словам Линц, выставка призвана опровергнуть самые распространенные стереотипы о культуре Средней Азии как исключительно исламской, показать богатство и разнообразие ее традиций.

Голова кушанского принца. Дальверзин-тепе. I-II вв.  Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан
Голова кушанского принца. Дальверзин-тепе. I-II вв.
Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан

Работа над выставкой началась в 2018 году, но, разу­меется, замедлилась из-за ковида. Французские кураторы, прибывшие в Узбекистан, проехав по 13 музеям страны, отобрали для показа 137 произведений, созданных на протяжении многих веков, начиная с доисламского периода, с эпохи эллинизма и ранее (кстати, жена Александра Македонского Роксана была местной царевной), и заканчивая временем Тимуридов. Еще 30 уникальных экспонатов предоставят Лувр, Британский музей, Музей Виктории и Альберта и другие знаменитые музеи. Впервые границы Узбекистана покинут монументальные настенные росписи из Посольского зала в Самарканде, фрески из царского дворца, которые потребовалось специально консервировать. В витринах будут выставлены серебро, шелк, керамика, миниатюры бухарской школы XVI века.

Бронзовый подсвечник с именем Тамерлана из мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Туркестан. 799 г. Фото: Musée du Louvre
Бронзовый подсвечник с именем Тамерлана из мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Туркестан. 799 г.
Фото: Musée du Louvre

При этом во время подготовки проекта возникли и сложности. Многие из отобранных вещей были в плохом состоянии и оказались непригодными для перевозки и экспонирования. Последняя большая реставрация музейных экспонатов Узбекистана проводилась еще в советское время. Чтобы решить эту проблему, Лувр в течение нескольких месяцев отправлял в Узбекистан своих реставраторов, специализирующихся на самых разных техниках, от терракоты до шелка, и те на месте занимались приведением в порядок экспонатов, а также проводили мастер-классы для местных реставраторов. По результатам этого сотрудничества Фонд развития культуры и искусства Узбекистана придумал себе еще одну задачу: в Ташкенте при участии консультантов из Лувра создается профессиональный центр реставрации, куда будут приглашать иностранных специалистов и где будут растить местные кадры. Также в Самарканде немецким архитектурным бюро Atelier Brookner проектируется Музей Великого шелкового пути, для которого луврская выставка станет своего рода репетицией.

Украшенная росписью керамическая чаша. Самарканд. ХI в. Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан[
Украшенная росписью керамическая чаша. Самарканд. ХI в.
Фото: Андрей Аракелян/Фонд развития культуры и искусства Республики Узбекистан[

В числе отреставрированных французами предметов — Катталангарский Коран VIII века, один из древнейших в мире (в Париже показывают две страницы из него), обугленное деревянное панно VI–VII веков из самаркандского городища Кафыр-кала, статуя Будды «Гирляндоносец» из необож­женной глины (I век до н.э. — I век н.э.). Как рассказал нашему изданию один из французских реставраторов, особенный интерес у сотрудников Лувра вызвало то невероятное смешение разных стилей, эпох и культур, которое можно увидеть в Узбекистане, — для европейских специалистов этот перекресток цивилизаций оказался своего рода терра инкогнита.

Лувр
«Сокровища оазисов Узбекистана»
23 ноября – 6 марта 2023

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+